Надзор и правоохранительные органы вынуждены бороться с иностранцами, продающими страховые полисы, не имея на то никаких законных оснований. По словам Ломакина-Румянцева, это страховщики, которые, пользуясь тягой наших сограждан к "нарядным" полисам и звучным международным названиям, "с большим удовольствием собирают деньги в России". А затем, с вероятностью 99 процентов, эти деньги исчезают навсегда. Причем, сетует глава надзорного ведомства, отучить наших сограждан от привычки "бросать деньги в топку" почти не удается.
Однако, по его словам, большинству международных страховщиков наш рынок пока еще неизвестен, хотя практически все ведущие мировые страховщики уже давно работают на нашем рынке. Но в целом число иностранных страховщиков в России увеличивается медленно: в 2002 году было 52 компании с прямым иностранным участием, в 2006 году их стало 53. А количество компаний с косвенным иностранным участием даже уменьшилось - с 75 в 2002 году до 70 в 2006 году. Тем не менее доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков осталась практически неизменной - на уровне 4 процентов, а в общем объеме страховой премии она колеблется от 15 до 17 процентов. Таким образом, подытожил глава Росстрахнадзора, присутствие иностранцев на страховом рынке России пока не очень значительное. По его словам, для большинства крупных иностранных компаний наш рынок все еще "терра инкогнито" - они прекрасно понимают, что здесь у них могут возникнуть серьезные "имиджевые риски", не говоря о возможных "капитальных" потерях. Поэтому, считает Ломакин-Румянцев, нельзя сказать, что иностранные компании валом идут в Россию. Но это до поры до времени. Когда Россия вступит в ВТО, откроется широкая дорога на российский рынок.
Впрочем, обострение конкуренции всегда идет на пользу. Это и улучшение качества услуг, и снижение тарифных ставок. Тем более в последние годы в России появилась законодательная основа для довольно быстрого развития страхового рынка. Правда, у надзора возникает проблема контроля за страховыми тарифами. Причем надзорный орган "контролирует тарифы снизу", устанавливая нижнюю их планку. Ведь бывают случаи, когда компании пытаются предлагать слишком низкие страховые тарифы, чтобы захватить значительную часть рынка, что приводит их к банкротству. Граждане же часто гонятся за дешевизной, а потом удивляются, почему это компания обанкротилась.
Однако государству предстоит решить еще целый ряд проблем, связанных с пробелами в российском законодательстве, и в первую очередь это касается ОСАГО и ДТП. Как подсчитали эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА), аварии на автотранспорте наносят экономике России ежегодный ущерб свыше 370 миллиардов рублей.
Число смертей на дорогах можно снизить вдвое за счет быстрого оказания медицинской помощи, считают в РСА. Западный опыт показывает, что прибытие машин "скорой помощи" через 30 минут после аварии снижает шансы на выживание потерпевших на 50 процентов, а после часа ожидания они вообще сводятся к нулю. Тем временем служба "скорой помощи" на российских дорогах порой прибывает последней, уступая первенство представителям МЧС и ГИБДД, свидетельствует директор международных и государственных программ развития технического содействия РСА Ирина Осокина.
В связи с этим давно обсуждается вопрос сертификации представителей ГИБДД и МЧС для оказания первой медицинской помощи при ДТП. Дело в том, что сегодня некоторые представители служб не имеют соответствующей медицинской подготовки, а главное - законодательно лишены права оказывать первую помощь пострадавшим.
Тем временем РСА разработал модель применения коэффициента бонус-малус в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности с привязкой не к ДТП, а к соблюдению водителями правил дорожного движения. Как сообщила Ирина Осокина, такой опыт существует в ОСАГО западных стран и дает хорошие результаты по снижению показателей аварийности. По ее словам, учет водительской дисциплины там проводится чуть ли не ежедневно, а применение коэффициентов зависит не от чрезвычайных ситуаций, а от поведения водителей, которое может привести к таким ситуациям.