У родителей будущих первоклассников наступили горячие дни: они ищут подходящую школу для своих малышей. Вот отрывок из письма: "Моему сыну - пять лет. Он очень подвижный, активный, любознательный ребенок. Он уже умеет читать и писать, неплохо считает. Ему все интересно, он все быстро схватывает, совсем не устает. Полгода назад мы решили начать занятия в группе подготовки к школе, но через две недели ушли. Учительница жаловалась: "Не сидит спокойно, отвлекается, другим мешает, требует постоянного внимания и т.п." Мой муж считает, что он должен в этом году пойти в школу, так как он уже вполне готов, а иначе за год разболтается. Я согласна с ним, но не совсем уверена, что он справится в школе со всеми нагрузками".
Сомнения мамы вполне обоснованны. Для пятилетнего ребенка школа с ее нагрузками, темпом занятий и жизни, системой требований непосильна. Умение читать и писать не облегчает нагрузки. Процесс школьного обучения - это напряженная ежедневная (вне зависимости от состояния ребенка и его желания) работа, сопровождающаяся не только интеллектуальным, но и эмоциональным, и физическим напряжением. Готов ли пятилетний ребенок ко всему комплексу этих нагрузок, сумеет ли сосредоточенно работать 4-5 уроков подряд, по силам ли будут 40-45-минутные уроки? Успех возможен только при постоянном напряжении и перенапряжении.
Легко объяснить, почему это происходит. Пятилетний ребенок еще не в состоянии самостоятельно организовать свою деятельность, может лишь в течение очень короткого времени сохранять внимание и сосредоточенно работать. Главный аргумент взрослых - "неинтересно" - весьма спорен. Детская любознательность, не насыщаемая познавательная потребность, свойственная 5-7-летним детям, позволяет сделать интересным все, чем занимается ребенок. Для уже читающего малыша знакомство с буквами в школе в новой ситуации, с новыми заданиями может оказаться не менее интересным, чем для тех, кто не читает. Совсем не редко дети, по мнению родителей, хорошо подготовленные к школе, буквально с первых дней теряются и быстро начинают отставать от своих "не читающих, не пишущих сверстников".
...Дима без труда прошел все "испытания", и его приняли в школу с углубленным изучением французского языка. Но уже в середине сентября мальчик отказался идти в школу: "Все надоело, я ничего не успеваю и писать не хочу, руки болят". Кроме того, Диму очень огорчало, что учительница "никакого внимания на него не обращает".
До декабря как-то удавалось снять напряжение, но у Димы совсем пропал интерес к школе, он по-прежнему не успевал выполнять задания на уроках, стал плаксивым, с трудом засыпал, а утром не хотел вставать. За уроками дома приходилось сидеть все дольше (как будто в школе ничего не слышал и не слушал). В течение декабря он трижды болел (ангина - за ангиной). Но при этом наши попытки убедить родителей в том, что продолжение учебы может резко ухудшить его физическое и психическое здоровье, а программу первого класса все равно придется повторять, не имели успеха. Сейчас Дима в третьем классе, у него много проблем и учебных, и психологических. Их могло просто не быть, если бы он пошел в школу на год позже.
Год до школы - это, пожалуй, единственная возможность, когда можно начинать обучение в музыкальной или художественной школе, когда можно удовлетворить желание ребенка заниматься танцами и хоккеем, мастерить мягкие игрушки или кораблики. В первом классе совмещать все эти "пробы" не будет ни времени, ни сил, а за год до школы можно выбрать то, что интересно и удается.
Именно поэтому не следует торопиться отдавать ребенка в школу до 6,5 лет.
Эти примеры убедительно показывают, что готовность к школе (а значит, и возраст, в котором ребенок идет в школу, и выбор самой школы) определяется не умением ребенка читать и писать, а способностью организма выдержать учебные нагрузки без перенапряжения и утомления. Кстати, при приеме в школу никто не имеет права требовать от ребенка этих умений, так же, как незаконны экзамены при приеме в школу, и тем более не определены "виды логических задач, которые должен решать ребенок". Все это самодеятельность школ, и главная причина такой самодеятельности - отобрать удобных детей, но далеко не всегда требования школы совпадают с возможностями детей.
Поэтому, выбирая школу, необходимо:
"Получить подробную информацию о том, как организован режим дня в течение дня и недели (сколько уроков и дополнительных занятий, какова продолжительность перемен, как проводятся уроки физкультуры, как организовано питание и т.п.). Если ребенок будет находиться в школе целый день, то важно понять, как будут организованы прогулки, приготовление уроков, досуг. Необходимо учесть, что часто болеющим детям, детям с тяжелыми хроническими заболеваниями, а также детям очень эмоциональным, гиперактивным, быстро утомляющимся, и другим детям, имеющим какие-либо особенности развития или поведения, проводить весь день в детском коллективе очень сложно. Их состояние может резко ухудшиться буквально с первых недель обучения". Не менее важно разобраться в том, по какой программе будет учиться ребенок. Программы обучения могут быть разными (это выбор школы): по интенсивности, по сложности, по количеству и набору дополнительных предметов и т.п.
"Еще важнее познакомиться с будущей учительницей ребенка (это порой оказывается невозможным), разобраться в ее требованиях, вслушаться в речь, интонацию, понять, готова ли она к взаимодействию, сможет ли учесть его особенности.
Приведу простой пример "несовпадения" педагога и ребенка: ребенок медлительный, а у учительницы очень быстрая речь, высокий темп работы в классе. Ребенок будет страдать от постоянного цейтнота, но и учитель не сможет изменить себя.
"Неподходящему" ребенку (даже если будут преодолены все препятствия) вряд ли удастся соответствовать всем требованиям школы, и одна неудача будет следовать за другой, а результат всегда предсказуем - комплекс школьных проблем и вдруг исчезнувшее желание учиться. Не следует забывать, что основная задача начальной школы состоит не только в том, чтобы научить ребенка читать, писать и считать, но и научить учиться, желание не убить такое хрупкое, еще не осознанное желание получать удовольствие от самого процесса учения. Это гораздо важнее, чем выученные несколько десятков иностранных слов или решение сложных математических задач. Начальная школа - это школа поиска своих интересов, склонностей развития, это школа социализации. В этот период важно не сломать ребенка, не сформировать всего боящегося неудачника. Но многие родители жаждут строгости, дисциплины, исполнения требований по счету и беспрекословного подчинения и часто чтут такие школы и таких учителей. Понимание ошибок, к сожалению, приходит позднее, а возникающие через несколько лет проблемы несоизмеримы с теми, которые родители дошкольников стараются искоренить.
И школы, и учитель не должны отторгать ребенка.
Подготовила Елена Новоселова