28.03.2007 02:25
    Поделиться

    Куратор Еврокомиссии предостерег Россию от "газовой ОПЕК"

    Приватно - встреча с министром экономического развития и торговли Германом Грефом и ведущими членами РСПП. Публично - лекция на английском в "Шератоне", после которой опять же приватная "чашка кофе" с руководителем компании "Северсталь" Алексеем Мордашовым. Вот вкратце программа визита "главного по торговле" чиновника из Брюсселя.

    Г-на Мандельсона ждали давно и напряженно. Но приехал он, только когда в ЕС почти не осталось сомнений: Россия скорее станет членом "газовой ОПЕК", чем откажется. Гость не жалел слов: создание второго ОПЕК "приведет к нестабильности на мировом рынке", "ЕС не заинтересована в создании такой организации, мы выступаем за прозрачный и прогнозируемый рынок газа, основанный на учете интересов как потребителей, так и поставщиков. Кулуарно европейцы были жестче: Россия может блокироваться с кем угодно, но "плохой выбор" резко повысит цену присоединения к ВТО, поставит под угрозу достижения рыночной экономики, да и саму демократию. Российская сторона, похоже, как-то не задумывалась, что речь идет о столь глобальном выборе. Российские собеседники корреспондента "РГ" предпочитали говорить об ОПЕК как о "форме самоорганизации бизнеса", а уж какой ей быть - бизнесу и решать.

    По словам осведомленных экспертов, ЕС опасается, что вместо "одной России Евросоюзу придется иметь дело с конгломератом мало предсказуемых стран". Подогревает ситуацию и раскол в самом ЕС. "Венгрии не дают покоя "лавры" Австрии, которая взяла на себя функцию распределителя российского газа и оставалась с газом в самый напряженный момент конфликта России с Украиной, черпая его из своих запасов, - сказал этот эксперт. - Но Брюссель требует от Будапешта играть по общим правилам, то есть делать напряженное лицо и толковать о диверсификации поставок. А тут еще "газовая ОПЕК".

    Что же касается ВТО, то куратор присоединения от Госдумы Алексей Лихачев сделал вчера перед лицом г-на Мандельсона сенсационное заявление: "Переговоры находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и, честно говоря, я не знаю, куда упадет камень. Переговоры буксуют. Я бы очень хотел, чтобы они завершились за месяцы, а не за годы". Это прямо расходится с заявлениями главного переговорщика Максима Медведкова, сделанными днем ранее в присутствии г-на Лихачева, - г-н Медведков назвал лето-осень сроком присоединения.

    Как пояснили корреспонденту "РГ" осведомленные источники, речь идет о фактическом отказе США дать политическое "добро" (при наличии технического согласия, то есть подписанного протокола) на членство России. Грубо говоря, конгресс не собирается ратифицировать нужные документы. Этот отказ не был оформлен в некое заявление или формальную позицию, но о нем говорят очень уверенно. В России это связывают с политической ситуацией в нашей стране: конгресс якобы ждет итогов президентских выборов. "Все уступки из России все равно выжаты, - говорит один из участников переговоров, - конгресс просто думает, сделать ли такой подарок нынешнему президенту, его преемнику или не делать вообще". Но наши американские источники считают, что никакой политики тут нет, и конгрессмены не верят в то, что Россия будет соблюдать правила игры. Об этом много и с чувством говорил и г-н Мандельсон: "России необходимо помнить, что при вступлении России придется выполнять соответствующие обязательства, - поучал он аудиторию. - Присоединение к ВТО влечет за собой не только выгоды, но и определенные обязательства. ВТО не является организацией наподобие ООН или "большой восьмерки", речь идет не просто о членстве".

    Что именно настораживает ЕС, гость так и не раскрыл. У него то выходило, что "спорные вопросы" (польское мясо, доступ к транспортной системе России) не являются препятствием для членства, то получалось, что в сумме эти вопросы все-таки - тормоз. Из чего наблюдатели сделали вывод: для Брюсселя настроение конгресса США - не пустой звук. Тем более, что США в последние месяцы озаботились энергобезопасностью ЕС и выступили за строительство обходного (без России) газопровода из Средней Азии.

    Таким образом, содержательная часть и присоединения к ВТО, и сотрудничества ЕС с Россией все крепче привязывается к политике.

    Во всяком случае, так выглядит ситуация в исполнении "композиторов" из Брюсселя. США продолжают настаивать, что Россия - просто потенциально непредсказуемый партнер, будь то торговая политика или защита интеллектуальной собственности, но, кажется, успешно играют на склонности европейцев к мифотворчеству.

    Поделиться