28.03.2007 02:00
    Поделиться

    Работу учителей в Саратовской области предлагают оплачивать по-новому

    Конкурс проходит в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Регионы-победители (а их будет порядка 20) получат от 150 миллионов до одного миллиарда рублей на реализацию своих проектов. Всего же объем государственной поддержки российских регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2007 году составит 3,5 миллиарда рублей, а предполагаемый объем финансирования победителей в течение трех лет - 16,3 миллиарда рублей.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" Игорь Остроумов, проректор по научно-исследовательской работе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, проект предусматривает введение новой системы оплаты труда школьных педагогов. Планируется разделить зарплату учителей на базовую и стимулирующую части. Первая - остается неизменной и устанавливается согласно тарифной сетке, вторая - меняется в зависимости от эффективности работы учителя - здесь учитывается и квалификация педагога, участие его класса в жизни школы, района, города, а также ряд других критериев. Если намеченное удастся воплотить в жизнь, то уже к 2009 году зарплата учителей вырастет на 50 процентов. Специалисты рассчитывают, что такая существенно  модернизированная система оплаты труда педагога позволит привлечь в школы молодых специалистов. По данным министерства образования, средний возраст учителя в области сейчас составляет 46 лет, а ведь еще два года назад этот показатель не превышал 41 года.

    Разработчики проекта уже сейчас ожидают, что больше всего споров вызовет планируемое укрупнение ряда сельских школ - создание так называемых базовых школ в крупных населенных пунктах, куда школьников будут подвозить из соседних и даже отдаленных сел. В основном это коснется учащихся старших классов, программу начального образования сельские ученики будут осваивать в родных школах. Эти меры считаются неизбежным и, как полагают в областном министерстве, представляют собой один из путей повышения качества образования на селе. С 2002 года численность учащихся в сельских школах сократилась с 329 тысяч до 243 тысяч человек. И тенденция эта продолжается: в некоторых сельских школах сегодня учатся меньше десятка ребят.

    - За рубежом школы, где учатся по семь-восемь детей, - нонсенс, -  говорит Игорь Остроумов. - Конечно, дело это будет не простым, но согласитесь, что с позиции здравого смысла нам уже не приходится выбирать между школой с семью учениками, где один преподаватель ведет почти все предметы, и полностью укомплектованным общеобразовательным учреждением. Сегодня уже везде есть возможность организовать подвоз школьников из дальних сел. Эту проблему как раз и призваны решить школьные автобусы.

    Оценивать качество образования теперь тоже будут по-новому. Кроме повсеместного введения единого государственного экзамена (к 2009 году в Саратове его будут сдавать уже по 11 предметам, тогда как сегодня лишь по четырем), изменения ждут и девятиклассников. Второй год в области идет эксперимент: экзамены девятиклассники сдают не своим педагогам, а муниципальной экзаменационной комиссии. Письменные работы шифруются, так что проверяющие не знают, кому они ставят оценку. В 2005 году в эксперименте участвовали четыре района: Красноармейский, Балашовский, Советский и Кировский район Саратова. В этом году участвовать в эксперименте будут уже девять территорий. Планируется, что к 2009 году все саратовские девятиклассники будут сдавать экзамены по такой системе. 

    Предложили специалисты-педагоги и свой вариант расширения общественного участия в школьном управлении - создание управляющих советов.

    - Такой прецедент в нашей области уже есть, - рассказывает Остроумов. - В школе  №1 поселка Степное Советского района создали такой совет,  в него вошли родители, представители от работодателей района, профсоюзной организации, ну, и, конечно же, шефы - руководители крупных предприятий, которые помогают школе. Предполагается, что управляющие советы вместе со школьной администрацией будут определять размеры стимулирующей части зарплаты учителей, решать, какие специалисты должны работать с их детьми. Известно, например, что на психологах и социальных педагогах директора школ сегодня нередко стараются экономить, а родители как раз хотят видеть таких специалистов рядом со своими детьми. Совет, в частности, будет наделен правом вмешиваться в подобные ситуации, вплоть до наложения права вето на решения администрации. 

    По словам Игоря Остроумова, все намеченные в проекте направления реалистичны. Но получение дополнительной финансовой поддержки в случае победы регионального проекта во всероссийском конкурсе позволит намного быстрее начать модернизацию системы.

     комментарий

    Игорь Плеве, министр образования Саратовской области:

    -  Свои проекты на этот конкурс представили лишь чуть больше 50 регионов России. Это говорит о том, что далеко не все к нему оказались готовы. Во-первых, независимо от суммы "выигрыша" потребуется серьезное софинансирование из областного бюджета. Во-вторых, предстоит большая работа по рациональному освоению этих средств. Мы видим все проблемы, с которыми придется столкнуться, но хотим и готовы  идти по этому пути, тем более что часть из намеченного в нашей области уже реализуется.

    На протяжении последних десяти лет очень много говорилось о повышении качества образования, но реальных шагов предпринималось не так уж и много. По моему мнению, есть две главных составляющих качественного образования - хорошие педагоги и сильная материально-техническая база. Именно на их укрепление и направлен наш проект. Оснастить все сельские школы на достойном уровне не получится, да и вряд ли имеет смысл, когда за партой сидят лишь десять человек. А вот серьезная помощь базовой школе, рассчитанной в большей степени на учащихся старших классов, - вполне возможна. Объединять школьников важно не только ради более высокого уровня знаний, но и в целях их социальной адаптации перед поступлением в вузы и техникумы.

    Думаю, что главная заслуга нацпроекта в целом и конкурса комплексных проектов модернизации образования заключается в том, что они смогли дать толчок руководителям и заставить их обратить внимание на систему образования в своем регионе, приступить к ее реальной модернизации.

    Поделиться