Подготовка минерально-сырьевой базы для ВСТО станет одной из ключевых задач федерального агентства наряду с изучением шельфов, прежде всего арктических, что следует из доклада руководителя Роснедра Анатолия Ледовских. Строительство этого самого протяженного в России нефтепровода началось 28 апреля 2006 года в Иркутской области.
По словам Ледовских, главное внимание в 2007 году будет уделяться геологоразведочным работам в районах строительства ВСТО, на территории Восточной Сибири и Якутии. На это планируется направить не менее 3,4 миллиарда рублей из федерального бюджета, что существенно больше, чем в 2006 году (2,4 миллиарда рублей). "Необходимо сохранить темпы лицензирования с привлечением средств недропользователей для открытия месторождений и прироста запасов углеводородов", - подчеркнул глава агентства.
В целом же в этом году на геологоразведочные работы федеральный бюджет потратит на 21 процент больше по сравнению с 2006 годом - 19,8 миллиарда рублей. Наибольший рост, что легко предсказуемо, предусмотрен на разработку месторождений нефти и газа - почти на 50 процентов. В том числе на освоение шельфов будет потрачено 1,2 миллиарда рублей. Однако одно лишь увеличение финансирования, без применения новых технологий, не сможет решить проблемы обеспечения нефтью стратегической магистрали.
"Эффективность вложения средств федерального бюджета в геологическое изучение недр снижается - с 527 до 407 рублей на один рубль вложений", - констатировал Анатолий Ледовских. В прошлом году на геологоразведку в стране было потрачено 103 миллиарда рублей, и львиную долю вложили сами недропользователи - 86 миллиардов рублей. Но растет сложность выявления новых месторождений, а географически они все более удаляются от экономически развитых регионов. Поэтому почти половина прироста разведанных запасов нефти (250 миллионов тонн из общих 570 миллионов тонн) за два последних года достигнута благодаря внедрению новых технологий в разработке месторождений.
В этой связи очень важный момент: МПР и Роснедра уже работают над созданием федерального резервного фонда недр. По словам Алексея Варламова, этот фонд необходим на тот случай, если потребности промышленности будут возрастать, а также для безусловного выполнения экспортных обязательств России.
Алексей Варламов подтвердил неизменность прежней линии МПР на создание национальной компании по геологоразведке на шельфе: "Она сможет более эффективно распределять участки недр. Получив геологические результаты, мы с открытыми глазами сможем предоставлять в пользование участки шельфа". Замминистра также отметил, что МПР и минэкономразвития теперь координируют совместную работу по подготовке федеральной целевой программы освоения шельфа. Анатолий Ледовских сообщил, что есть новые данные по уточнению границы континентального шельфа России в Охотском море. Подготовлены геологические материалы к обоснованию расширения внешних границ континентального шельфа в районе хребта Менделеева Северного Ледовитого океана.
Напомним, что концепция освоения шельфа уже направлена МПР в правительство. Прорабатываются варианты освоения шельфовых месторождений. Спор идет вокруг давней идеи МПР о создании национальной холдинговой компании на базе "Газпрома", "Роснефти" и "Зарубежнефти". Впрочем, реализация такого решения потребует внесения изменений в федеральные законы "О недрах" и "О континентальном шельфе РФ". Поворот к ключевой роли российских госкомпаний в этих проектах начался, как известно, осенью 2006 года с заявления "Газпрома" о самостоятельной разработке Штокмановского месторождения, без участия иностранных компаний. В декабре 2006 года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что Штокман имеет для "Газпрома" стратегическое значение: "Месторождение определено основной ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу по газопроводу Nord Stream (СЕГ), а также организации производства сжиженного природного газа". А незадолго до этого "Газпром", Royal Dutch/Shell Mitsui и Mitsubishi Corporation подписали протокол о вхождении "Газпрома" в проект Sakhalin Energy ("Сахалин-2") в качестве ведущего акционера. "Газпром" приобрел 50 процентов плюс одна акция в Sakhalin Energy за 7,45 миллиарда долларов. Эти события де-факто сделали российский газовый концерн лидером на "шельфовом фронте". Но и "Роснефть" имеет серьезные планы увеличения добычи на шельфе.
Растущую актуальность освоения шельфов косвенно подтверждают и активные дебаты о высоких рисках и огромных затратах (десятки миллиардов долларов) для российских компаний. Именно поэтому в мире практикуется создание консорциумов с почти непременным участием иностранных инвесторов, таких как Total, ConocoPhilips и Hydro. Стоимость бурения только одной скважины на шельфе огромна, и одна компания не может рисковать слишком большими инвестициями. Для этого и придуман "механизм разделения рисков". Скажем, в Норвегии компании привлекают для этого сторонних участников. Дискуссионным остается вопрос и о том, в состоянии ли российские госкомпании самостоятельно осилить технологические трудности шельфовых проектов.
Уже к 2015 году рентабельные запасы углеводородов, добываемые на суше, будут в России практически истощены. По оценкам МПР, ожидаемый суммарный доход бюджета России от реализации стратегии освоения шельфов, должен составить 105-135 миллиардов долларов на период до 2020 года. А рост инвестиционного спроса на участки недр на российском шельфе будет способствовать концентрации запасов нефти на российском шельфе к 2020 году в объеме 2,8 миллиарда тонн, газа - 5,3 триллиона кубометров.
Досье "РГ"
Маршрут ВСТО пройдет по семи регионам России. Длина нефтепровода от города Тайшет в Иркутской области до конечной точки, бухты Козьмино в Приморском крае, составит 4,13 тысячи километров. Мощность трубопроводной системы - 80 миллионов тонн нефти в год. В районе Сковородино (Амурская область) предполагается построить ответвление на китайский город Дацин мощностью 30 миллионов тонн нефти в год.