По областному закону нерадивым чиновникам уже сегодня грозит штраф от пяти до семи минимальных размеров оплаты труда (кстати, на федеральном уровне аналогичная законодательная норма еще только разрабатывается). Однако пока результаты местной законотворческой инициативы не видны - за прошедший год ни одного чиновника к административной ответственности по этой статье не привлекли. Хотя только по данным областного правительства органами исполнительной власти и местного самоуправления в прошлом году с задержкой срока были рассмотрены 1150 обращений граждан. Особенно отличились пренебрежением к правам саратовцев министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, областной комитет капитального строительства, а также администрации ряда районов Саратова и области.
В прошлом году в органы региональной и местной власти поступило более 200 тысяч обращений и заявлений от саратовцев. Чаще всего жители нашей области обращаются в органы власти с вопросами по работе коммунального хозяйства, социальному обеспечению, по улучшению своих жилищных условий. Значительная часть из обращений - 32 тысячи - поступила в управление по работе с обращениями граждан правительства области.
- Мы всегда стараемся быть на стороне заявителя, - убеждает корреспондента "РГ" заместитель начальника управления Станислав Мордовин.
Тем не менее, по словам сотрудников управления, лишь около 20 процентов обращений, проходящих через их руки, разрешаются положительно. Как утверждают работники управления, на это есть объективные причины. Более половины заявлений поступает не по адресу, поскольку решение этих вопросов - не в компетенции областного правительства.
- Например, это жалобы на неправильные, по мнению заявителей, решения судов. Мы здесь ничем помочь не можем. Если человек не согласен с решением суда, у него один путь - обжаловать его в вышестоящей судебной инстанции. Областная власть в этот процесс вмешиваться не имеет права, - объясняет Станислав Александрович.
Большое число писем приходит в управление от инвалидов войны, стоявших в очереди на получение автомобилей до 1 января 2006. Ветераны напоминают об обещании федерального правительства выдать им автомобили, однако, поскольку механизм исполнения этого решения пока так и не выработан, ответить им нечего.
Наибольший шанс, по словам работников управления, получить положительный ответ и помощь имеют те, кто обосновано обращается за материальной помощью, за содействием в получении лекарств, сообщает о фактах грубого нарушения своих прав; а также те, кто желает принять участие в программах, которые выполняются на территории области (например "Обеспечение жильем молодых семей").
Более 100 поступивших в управление в прошлом году обращений были направлены в прокуратуру, в ряде случаев по сообщенным в них фактам возбуждались уголовные дела.
Девятый год при управлении по работе с обращениями граждан работает и телефон доверия губернатора Саратовской области.
- Конечно, добиться каких-то системных изменений мы не можем, наша цель - помочь конкретному человеку, повернуть к нему лицом чиновника, ведь нередко люди жалуются на то, что с ними просто грубо разговаривали, отмахнулись, ничего не объяснили, - рассказывает отвечающая на звонки саратовцев по этому телефону Татьяна Андросова.
Одно из недавних обращений поступило по губернаторскому телефону доверия от жителей поселка Водник, которые сообщили, что у них закрывают фельдшерско-акушерский пункт.
- Как выяснилось, с людьми никто не посоветовался, не спросил их мнения, с таким отношением чиновников приходиться встречаться нередко, - рассказывает сотрудник управления по работе с обращениями граждан Рифат Хуснутдинов.
Приходится работникам управления сталкиваться и со стремлением отдельных чиновников забюрократизировать все, что только можно.
- Бывший работник пожарной охраны сообщил о том, что завален мусором и не действует пожарный гидрант около его дома, однако на все просьбы разобраться пожарные никак не реагируют. Мы сообщили об этом руководству пожарной охраны и в ответ услышали предложение: мол, пришлите бумагу. А вдруг, пока эта бумага до них будет добираться, случится пожар? - возмущается Хуснутдинов.
Еще три-четыре года назад в областное управление по работе с обращениями граждан саратовцы писали чаще, чем к местной власти. Сейчас ситуация несколько изменилась. Как считают в областном правительстве, это свидетельство того, что власть на местах стала работать более эффективно. Свою роль сыграли и созданные в каждом муниципальном образовании губернаторские приемные, принимающие жалобы от населения и стремящиеся разрешить их на местном уровне.
В управлении уверяют, что в последнее время к обращениям граждан чиновники стали относиться более внимательно, но все равно проблема своевременного и качественного рассмотрения обращений остается довольно острой. В прошлом году шесть чиновников районных администраций, небрежно относившихся к работе с обращениями граждан, были привлечены к дисциплинарной (но не к административной) ответственности.
Теперь право добиваться ответа на свои обращения (вплоть до штрафа) есть и у самих граждан. Однако они не спешат им воспользоваться. Во всяком случае, ни в областной думе, ни в управлении по работе с обращениями граждан, ни в аппарате уполномоченного по правам человека Нины Лукашовой, которая и была инициатором этой законодательной нормы, корреспонденту "РГ" ничего не смогли сообщить о случаях привлечения должностных лиц к административной ответственности по статье местного закона.
- Определенные проблемы с применением этой законодательной нормы есть, - считает один из разработчиков закона, консультант областной думы Алексей Потапов, - еще при ее обсуждении возник вопрос о том, как она будет исполняться. Ведь предполагается, что протокол об административном правонарушении должен составлять участковый уполномоченный. Но милиционера такого ранга просто могут не пропустить к высокопоставленному чиновнику. А никакого другого законного варианта действий не предусмотрено.
Кстати, весьма примечательно, что закон регламентирует не только сроки ответа на обращения граждан, но и порядок работы с этими обращениями, который прописан и федеральным законодательством. Так по закону "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ", принятого в прошлом году (статья 8, пункт 6), запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, действия или бездействия которого обжалуются. Как раз этим нередко и грешат чиновники, стремящиеся переложить обязанность отвечать на поступившие обращения граждан на своих подчиненных. Часто случается, что письмо по бюрократическим каналам добирается до того, на кого жаловались. Теперь у человека, попавшего в такую ситуацию, есть право, написав заявление в милицию, добиться через мировой суд привлечения чиновника к административной ответственности.
Виктор Будылев, главный федеральный инспектор по Саратовской области:
- Областной закон по порядку работы с обращениями граждан мы начали готовить еще несколько лет назад, когда я еще был депутатом областной думы. В это время на федеральном уровне такого закона не было. Приходилось ориентироваться только на… инструкцию ЦК КПСС. Свои предложения мы направляли в Госдуму. Судя по всему, в дальнейшем они учитывались при разработке федерального законодательства. Главная цель закона виделась в том, чтобы он носил антикоррупционный характер и сделал работу чиновников более прозрачной и подконтрольной общественности.
В общественную приемную представителя президента по Приволжскому федеральному округу в прошлом году поступило 938 обращений, из них удовлетворено 765. Зачастую граждане обращаются с вопросами, которые вполне могли бы разрешить власти на местном уровне.
Нина Лукашова, уполномоченный по правам человека в Саратовской области:
- Жалобы граждан на нарушения должностными лицами органов государственной власти области, местного самоуправления порядка, сроков рассмотрения письменных обращений ко мне поступают редко. В основном граждане просят оказать содействие в восстановлении конкретного нарушенного права или обжалуют действия, либо бездействие чиновников. Нередко приходится сталкиваться с тем, что должностные лица несвоевременно предоставляют ответы, информацию и на обращения уполномоченного.
Учитывая новое законодательство - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", вступивший в силу в ноябре прошлого года, мною планируется обобщить и провести анализ обращений в те властные структуры, которые нарушают соответствующие сроки и порядок рассмотрения, тем самым игнорируя требования действующего законодательства.