Такова первая реакция российской делегации после внесения доклада Марти Ахтисаари по статусу Косово в Совбез ООН, в котором предполагается введение "управляемой" независимости края.
Тем временем вчера в Лондон, а затем в Нью-Йорк для продолжения консультаций по этой теме отправился замглавы МИД России Владимир Титов. Перед вылетом он дал интервью "Российской газете".
Российская газета | Представитель Генсека ООН Мария Окабе заявила о том, что полученный Советом Безопасности доклад по статусу Косово содержит все элементы, необходимые для справедливого определения будущего статуса Косово. МИД России согласен с такой оценкой?
Владимир Титов | Мы уже неоднократно говорили, что не можем согласиться с этой оценкой. Каким справедливым и устойчивым может быть вариант, который не получил согласия одной из сторон и явно находится не в ладах с международным правом, целым комплексом решений Совета Безопасности ООН?
Не буду даже ссылаться на известные положения принятой в 1999 году резолюции СБ ООН 1244 по Косово. Буквально несколько месяцев назад Совет Безопасности ООН, одобряя единогласно резолюцию 1722, подтвердил незыблемый принцип - свою приверженность сохранению суверенитета и территориальной целостности всех находящихся на пространстве бывшей Югославии государств в их международно признанных границах.
Как можно менять эти границы без согласия на то государства? Поэтому по-прежнему считаем, что только переговорное, устраивающее и Белград, и Приштину, решение может стать основой надежного урегулирования, которое не провоцировало бы дестабилизацию региона, дальнейший передел границ, и не только на Балканах.
РГ | По мнению заместителя госсекретаря США Николаса Бернса, решение по Косово будет принято в апреле или в мае. В то же время большинство аналитиков утверждают, что переговорный процесс зашел в тупик. Видимо, в госдепе нашли альтернативный вариант выхода из тупиковой ситуации?
Титов | В ближайшие дни у меня будет возможность спросить об этом непосредственно г-на Николаса Бернса, с которым мы встретимся в Нью-Йорке. Думаю, все-таки его заявление отражает не нахождение новой формулы, а солидаризацию с документом Марти Ахтисаари.
Убежден, что переговорный процесс не просто зашел в тупик, а был заведен туда. Международный посредник, да и не он один, загоняли ход обсуждений в жесткие временные рамки, сочетали это с сигналами сторонам о предрешенности конечного варианта.
Мы неоднократно предупреждали о пагубности такого подхода.
Сейчас важно определить, что делать дальше. Россия настроена на активное продолжение переговорно-дипломатических усилий по статусному урегулированию в Косово. В ситуации, когда нет согласия, нельзя безоглядно форсировать процесс, пытаться навязать односторонний вариант.
Начинать надо со всеобъемлющего обзора выполнения положений основополагающего документа СБ ООН по Косово - резолюции 1244, фиксировать прогресс или его отсутствие, последовательно добиваться реализации ставившихся задач. Достаточно сказать, что приоритетная задача возвращения в край беженцев и временно перемещенных лиц, прежде всего сербской национальности, полностью провалена.
РГ | Готова ли Россия признать независимость Косово в том случае, если все остальные заинтересованные стороны, кроме Сербии, будут на этом настаивать?
Титов | Не только Россию, но и многие другие государства не устраивает перспектива односторонней суверенизации края, пренебрежение принципами международной законности. Ведь понятно, что запущенная таким образом цепная реакция может рано или поздно затронуть любую страну, ибо ничем уже не будет гарантирована неприкосновенность суверенитета.
Сепаратизм, вознагражденный в Косово, получит мощный импульс в других частях мира. В косовском случае впервые поставлен вопрос о вычленении автономии из состава суверенного государства. Поэтому односторонняя развязка неминуемо создаст прецедент, будет проецироваться на другие ситуации.
РГ | Согласны ли вы с мнением о том, что де-факто Косово уже является независимым государством, а признание де-юре зависит исключительно от позиции России?
Титов | Известная степень обособленности Косово имеет место. Это - результат как исторических событий, так и перекосов, которые сопровождали урегулирование, следствие непоследовательного и недостаточного выполнения резолюции 1244 СБ ООН.
Но нельзя говорить, что Косово - де-факто независимое государство.
Плохо, что совместную работу по надлежащему внедрению демократических стандартов, налаживанию диалога между этническими общинами в Косово, искоренению криминала и наркоторговли, агрессивного национализма, вновь поднимающего голову в предвкушении независимости края, подменяют разговорами об умиротворении сепаратистских амбиций. Иначе, мол, край погрузится в насилие и хаос. Нужно сознавать, что это порочный путь, которому не будет конца. Надеюсь, что понимание этого в конце концов возобладает.