Лидер КПРФ Геннадий Зюганов поспешил "отдать должное мужеству" КС, хотя при этом и сожалел, что из-за "политического произвола", который совершил Центризбирком, "не дав возможности гражданам высказать свое мнение на референдуме", потеряны два года. А ведь за это время, по мнению Зюганова, можно было "существенно повлиять на социально-экономическую политику" с учетом мнений россиян. "Постановка вопросов на референдум была абсолютно правомерной", и Конституционный суд это подтвердил.
Весной 2005 года КПРФ предложила на всенародный плебисцит 17 вопросов по острым социальным и экономическим проблемам страны. Причем вопросы были сформулированы так, что не согласиться с позицией коммунистов мог только человек, не желающий себе добра. Коммунисты требовали отменить Жилищный кодекс, сохранить бесплатное образование и медицинское обслуживание, ограничить оплату услуг ЖКХ 10 процентами дохода семьи, провести национализацию нефтяной и газовой промышленности, сохранить социальные отсрочки от призыва в армию, вернуть выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам.
Проверив вопросы на соответствие закону "О референдуме", Центризбирком благосклонно отнесся только к двум из них - о сохранении отсрочек от армии и об избрании половины депутатов Госдумы по одномандатным округам. По остальным пятнадцати вопросам коллегиальное мнение ЦИКа было категорическим - выносить их на референдум невозможно, поскольку они связаны с изменением финансовых обязательств государства и допускают множественность толкований.
Коммунисты пытались добиться справедливости в Верховном суде, не желая отказываться от идеи проведения референдума, чтобы получить-таки у народа одобрение на смену социально-экономического курса. Но Верховный суд РФ подтвердил правомерность решения Центризбиркома.
Тогда КПРФ пошла с вопросами в народ и собрала около семи миллионов подписей в поддержку своей позиции. Для того чтобы "менять курс", этого было явно недостаточно, а для обращения в Конституционный суд аргументов вполне хватило.
Кстати, это была уже вторая попытка коммунистов изменить условия инициирования референдума с помощью Конституционного суда. В июне 2003 года "левые" пытались оспорить нормы закона, запрещающие проведение референдума в последний год полномочий Госдумы и президента страны. Но неудачно.
Вдохновленные нынешней победой, члены КПРФ в центре и в регионах готовы вернуться к своей инициативе. С теми же вопросами, перед которыми Центризбирком должен теперь капитулировать. Поскольку, как заметил Геннадий Зюганов, "дезавуированы все аргументы, которые выдвигал ЦИК при запрете референдума, поэтому новый состав комиссии повторно запретить всенародное волеизъявление уже не сможет".
Впрочем, организовать все быстро коммунисты никак не смогут - запрет на проведение референдума в год федеральных выборов остается, его никто не отменял. Есть и еще один нюанс, который может помешать коммунистам реализовать свои планы не только в нынешнем году, но и в последующую за ним трехлетку.
Судьи КС постановили, что на референдумы можно выносить вопросы, связанные с изменением финансовых обязательств государства. Но это не должно касаться текущего бюджета. А теперь "текущим" становится бюджет на три года.