30.03.2007 03:28
    Рубрика:

    Страны Восточной Европы проверили своих граждан на благонадежность

    В последние годы она широко практиковалась в странах Восточной Европы.

    Борьба с нацизмом

    В прошлом понятие люстрации приобрело популярность благодаря тому, что в Германии был принят подобный закон. Закон канцлера Адольфа Гитлера "О восстановлении профессиональной государственной службы" вводил ограничения для госслужащих, занявших должности после 9 ноября 1918 года. И запрещал работать на государ-ственной службе лицам неарий-ского происхождения.

    Послевоенная политика денацификации Германии предусматривала ряд ограничений для людей, занимавших публичные должности в период нацистского режима.

    Послевоенная Германия

    Новая волна люстрации захлестнула Германию после ее объединения. В договор об объединении был включен пункт о том, что служащие государственных учреждений и судьи должны повторно подать заявления о приеме на работу.

    Государственные органы получили право запрашивать из архива информацию о каждом новом соискателе места. Если отыскивалась информация, что претендент на должность сотрудничал с секретной службой, его увольняли.

    Чехословакия

    Довольно суровым был закон Чехословацкой Республики от 4 октября 1991 года. Он набрал силу вследствие преодоления парламентом президентского вето. Люстрации подвергались лица, которые в период с 25 февраля 1948 года по 17 ноября 1989 года сотрудничали с разными органами прежнего коммунистического режима. Круг был широк: должностные лица Корпуса национальной безопасности, находившиеся на службе в Государственной службе безопасности (ГСБ); лица, значащиеся в материалах ГСБ как резиденты, агенты, информаторы, идеологические сотрудники; секретари отделений компартии.

    Таким образом, под действие закона попали 140 тысяч лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом. По закону на проверку отводилось два месяца, но иногда она затягивалась надолго. Уличенных в нежелательных контактах немедленно увольняли из госструктур.

    В 1996 году граждане Чехии получили право знакомиться с заведенными на них досье спецслужб периода коммунистических режимов. Но в то же время вопросы прохождения люстрации стали активно использоваться в политической борьбе за определенные государственные посты. Нашли даже материалы допроса Вацлава Гавела, в результате которого сотрудник госбезопасности сделал вывод, что Гавела можно рассматривать как "возможного кандидата на сотрудничество".

    Польша: шаг назад

    В остальных восточноевропейских странах люстрации были значительно более мягкими. К примеру, в Польше прежний закон, принятый летом 1997 года, предложил такую модель: при вступлении в определенные должности в органах государ-ственной власти претендент обязан был сообщить сведения о сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами.

    Честное предоставление информации не предусматривало каких-либо ограничений. В случае же сокрытия такой информации претендент лишался права занимать публичные должности на 10-летний срок.

    Прибалтика

    В Прибалтике вопрос о люстрации впервые был поставлен в 1990 году в обращении Конгресса незаконно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к Верховным Советам этих республик.

    В Эстонии был принят закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940 - 1950-е годы, по которому прокуратуре Эстонской ССР было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответ-ственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.

    Латвийский закон о выборах от 1992 года требовал от всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либо отсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами. Закон о выборах сейма с 1995 года запрещает избрание лиц, действовавших в компартии и ряде дружественных ей организаций после 13 января 1991 года, а также работников и агентов КГБ. Аналогичные запреты введены на натурализацию законом о гражданстве в 1994 году.

    В Литве был принят закон о проверке людей, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств. Согласно этому закону лица, сотрудничавшие с КГБ (НКВД - МГБ) в 1940 -1990-х годах, обязаны были в течение шести месяцев зарегистрироваться.

    Тайна добровольного признания гарантировалась. По результатам регистрации к этим лицам не применялись никакие ограничительные меры. Если же человек добровольно не предъявлял сведений о сотрудничестве с КГБ, действовала норма закона о люстрации. Она ограничивала возможности человека устроиться на государственную службу, работать в сфере образования и охраны.

    Болгария

    В Болгарии законы о люстрации принимались, но потом также быстро отменялись. В 1992 году парламент этой страны принял несколько законов о декоммунизации. Однако Конституционный суд объявил, что законы не имеют силы. Позже был отменен и закон о декоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 года и запрещавший бывшим активистам компартии и преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах.

    Справка "РГ"

    Принятие законов о люстрации в Болгарии лишило рабочих мест 50 тысяч человек, в Чехии - 80 тысяч, в Литве - 30 тысяч.