Сегодня "Российская газета" публикует Указ президента о призыве на срочную службу и приказ министра обороны о том, что положено увольняемым в запас солдатам.
Весна и осень для солдата - самое тревожное и радостное время года. Для кого-то это пора расставания с родными и друзьями, когда повестка из военкомата требует прибыть на сборный пункт. Другие возвращаются после службы домой. Те, кто впервые перешагивает порог казармы, не особо озабочены фасоном своей формы - что старшина даст, то и наденешь. С 1 апреля, когда начнется объявленный призыв на срочную службу в Вооруженные силы, многие парни примерят камуфлированные обновки.
А вот к предстоящему дембелю, который неизбежен как восход солнца, боец начинает готовиться очень загодя. Чуть ли не за полгода.
Подготовка эта состоит из двух частей: дембельский фотоальбом и дембельская же форма. Как правило, наибольшей популярностью в войсках, кроме флота, пользуется камуфляж. Форма, понятно, наиболее ответственная часть - домой надо вернуться красиво, даже с шиком. Поэтому долгими ночами в каптерке или комнате отдыха плетутся шелковые аксельбанты, нашиваются самодельные золотые погоны и бархатные подворотнички, вытачиваются надфилями из монет эмблемы рода войск. И многое еще чего делается, чтобы один раз в жизни надеть эту помесь гусарского и маскарадного костюма для своего торжественного водворения в мирную жизнь. В повседневной службе такой наряд не годится - первый же патруль заставит прямо на улице содрать эту неописуемую красоту.
Чтобы красота была все же описуемой, минобороны ведомственным приказом разрешило солдатам и сержантам срочной службы, уволенным в запас, прихватить с собой кое-что из обмундирования. Например, полный комплект парадной и полевой формы с ремнями, сапогами или ботинками-"берцами". А если уволен, когда возвращаешься в родные, но холодные места, то оденут и по-зимнему. Понятно, что обязательно прилагается нижнее белье, носки и перчатки. И даже армейский галстук с заколкой.
То есть если уж боец намерен испортить куртку или китель самодельными кройкой и шитьем, то пусть в этом и уезжает. Есть и более прагматичная причина обмундирования дембелей. Наша армия стала по-настоящему рабоче-крестьянской, и многим ребятам, только-только уволенным со службы, порой просто нечего надеть. Да и потом в хозяйстве практичная военная одежка будет не лишней.
В минобороны утверждают, что свыше 90 процентов уволенных в запас "срочников" возвращаются домой в форме. Десантники, разведчики, морпехи и моряки, пограничники - обязательно. Грех не покрасоваться хотя бы день перед девчонками, друзьями, соседями в голубом или черном берете, зеленой фуражке или бескозырке. А как не показать народу награды и знаки отличия? Пусть видят, что служил не зря. Многие бережно хранят атрибуты своей службы десятилетиями. Ни один день десантника, пограничника или Военно-морского флота не обходится без массового появления бывших служивых - причем всех возрастов и социальных положений - в боевых головных уборах.
Когда-то, в советские времена, с дембельским поветрием разукрасить форму боролись замполиты. Теперь, когда особое значение наконец-то стали придавать авторитету армии, любой интерес к военной атрибутике поощряется. Считается, что это чуть ли не косвенная пропаганда. Правда, модный, но дорогостоящий стиль "милитари" не по карману нашим дембелям, поэтому они пропагандируют то, что носят на себе.