29.03.2007 23:00
    Поделиться

    Три области Черноземья модернизируют систему образования на федеральные деньги

    Конкурсная комиссия министерства образования и науки, рассмотревшая накануне комплексные проекты модернизации образования 48 областей, выбрала предложения 21 региона. В список победителей попали три области Центрального Черноземья - Воронежская, Белгородская, Тамбовская.

    Модернизировать систему образования стоит хотя бы для того, чтобы повысить зарплату учителям. Но не росчерком пера министра, уравняв всех под одну гребенку, а выделяя лучших, тех, кто работает с детьми творчески, с огоньком, ищет новые методы преподавания и воспитания, изучает и применяет новаторский опыт, у кого, наконец, получаются результаты, отличные от других. Кроме повышения доходов учителей предусматривается переход школ на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение равных условий для обучения детей в развитых городах и сельских районах и так далее.

    Области-победители конкурса получают право на дополнительное финансирование в течение трех лет, если, конечно, будут выполнять взятые обязательства. Деньги поступят в мае. Объем финансирования этого направления национального проекта "Образование" составит более 4 миллиардов рублей. Федеральные деньги пойдут на укрепление материальной базы школ.

    По результатам тестирования

    Как считают в главном управлении образования Воронежской области, победить в конкурсе одно, не менее трудно и в то же время престижно выдержать условия. По словам руководителя управления Якова Львовича, воронежский проект отвечал требованиям по всем шести направлениям. Из областного бюджета на три года выделено 950 миллионов рублей - в так называемый стимулирующий фонд для премирования отличившихся учителей. Обеспечивается доступность качественного образования детей независимо от места жительства - в городах, районных центрах или удаленных селах. Кроме того, вполне удовлетворила членов конкурсной комиссии, в которую входили депутаты Госдумы,  сенаторы Совета Федерации, политики, специалисты министерства, представители общественных организаций, разработанная в области многоуровневая система оценки качества знаний учеников не только по текущим оценкам, но и по международным тестам, умение применять эти знания на практике, четырехлетний опыт государственной итоговой аттестации по системе ЕГЭ выпускников школ, экзамены у девятиклассников, приближенные к ЕГЭ. Оценили эксперты реальное расширение  общественного участия в управлении образованием, то есть создание школьных, районных советов общественности. В скором времени будет создан областной совет, куда войдут  представители общественных организаций, депутаты, политики. По словам Якова Львовича,  это делается для того, чтобы системе образования придать максимальную открытость. Руководитель проекта - вице-губернатор Юрий Савинков.

    Наполним классы

    В Белгородской области на создание принципиально новой модели образовательной системы будет потрачено почти 300 миллионов рублей (145 даст федеральный бюджет и еще столько же местный). Как сказала начальник отдела развития общего и среднего образования управления образования администрации области Людмила Соловьева, средства будут выделены не на конкретную программу, а под комплексный проект, который предусматривает реализацию сразу нескольких основных направлений.

    Прежде всего, нововведение коснется оплаты труда педагогов и финансирования школ. Еще 1 ноября в нескольких общеобразовательных учреждениях региона стартовал эксперимент: заработок учителей в них привязывался не к количеству отработанных часов, а к числу обучаемых. Теперь же реформа коснется всех школ Белгородчины. По мнению чиновников, изменение критериев выделения денежных средств позволит, во-первых, заставить школы конкурировать между собой, что приведет, в конечном счете, к повышению качества обучения. Во-вторых, повысится наполняемость. Предупреждая скептиков, еще осенью начальник областного управления образования Станислав Тимофеев, разъясняя представителям СМИ суть нововведения, отмечал, что нововведение не приведет к уменьшению размера заработной платы учителей и финансирования малокоплектных сельских учебных заведений.

    Большее внимание отныне начнет уделяться и профильному образованию. В области будет создано несколько школ высокого уровня, имеющих самую современную материально-техническую и компьютерную базу, позволяющую давать знания по отдельным направлениям ученикам сразу двух десятков старших классов. Параллельно с этим планируется наладить четкое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

    Все в кластер

    Участие в конкурсе, прошедшем в рамках национального проекта "Образование", приняли и два тамбовских вуза - Тамбовский государственный технический университет и ТГУ имени Державина,  проект которого "Университет как центр кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона" и дал возможность получить вузу 467 миллионов рублей.

    Федеральный грант руководство державинского университета намерено потратить на создание кластера - то есть на неформальное объединение школ, научных учреждений и промышленных предприятий вокруг университета. По словам ректора Владислава Юрьева, это позволит реализовать основную идею - повышение конкурентоспособности выпускников вуза.

    - Мы гордимся победой в конкурсе, - подчеркнул Юрьев, - но она не столько заслуга университета, сколько всего региона. Мы ничего не смогли бы сделать без поддержки администрации области, других вузов, бизнес-сообщества. Государственные средства пойдут главным образом на приобретение современной техники для создания новых научных и образовательных продуктов. Только на оборудование для медицинского факультета будет затрачено около 100 миллионов рублей. Кроме того, мы намерены закупить порядка тысячи компьютеров, приобрести программное обеспечение, оборудование для исследований в области нанотехнологий и многое другое…

    Поделиться