30.03.2007 01:00
    Поделиться

    В Москве пройдет первый в России фестиваль тюремных театров

    Как рассказали корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний, в столицу прибудут по этапу 12 арестантских театров со всей страны. Их уже с нетерпением ждут на подмостках Московского экспериментального театра под управлением Вячеслава Спесивцева.

    Теоретически особых ограничений для участия в фестивале нет, и режиссеры будут смотреть на талант человека, а вовсе не на приговор. Но понятно, что артистов, склонных к побегу, в труппу не возьмут. А чтобы никаких неправильных мыслей у звезд тюремной сцены не возникало, московский театр во время арестантских спектаклей будет взят под усиленную охрану. Шаг вправо, шаг влево (от текста) - и конвой примет меры. Так что никакого не предусмотренного сценарием действа не будет.

    Для многих арестантов театральный фестиваль может стать настоящим шансом, почище, чем в "Фабрике звезд". Нет сомнений, что в наших колониях сидит немало талантов, и какие артисты порой встречаются среди них! Поэтому если в будущем прочтете в биографии какой-нибудь сверхновой звезды "отмотал срок на зоне от звонка до звонка" или "пять лет валил лес в Мордовии", не удивляйтесь: для истинно творческой натуры судимость не преграда.

    "Фабрика звезд" по приговору

    проект

    В Икшанской воспитательной колонии уже несколько месяцев действует необычная театральная студия. Секретами актерского мастерства с осужденными подростками делятся профессионалы. Каждую неделю Вячеслав Спесивцев и актеры его театра проводят мастер-классы для заключенных: преподают сценическую речь, классический танец, вокал, делятся другими профессиональными тайнами. Также режиссер планирует сам ставить спектакли в колонии, набирая актеров среди арестантов. А лучшие ученики студии смогут после освобождения поступать в театральные вузы и работать непосредственно в театре Спесивцева и в других столичных театрах.

    - Мы не разделяем детей на хороших и плохих, правильных и неправильных, - говорит Вячеслав Спесивцев. - Мы постараемся предоставить шанс найти себя в жизни каждому, кто этого захочет. Наши занятия дают отличные результаты. Ребята тонко чувствуют искусство. Нескольких занятий хватило для того, чтобы они поняли, что такое жить "по Станиславскому".

    Теперь многие подростки, отбывающие срок в воспитательной колонии, серьезно подумывают податься после освобождения в искусство. Все-таки гораздо приятней, когда мир делится на артистов и зрителей, чем на сыщиков и разбойников. А студия при воспитательной колонии, к слову, - один из главных претендентов на участие в фестивале.

    Спектакль без женских ролей

    репортаж

    Тюремный критик "РГ" проинспектировал театры знаменитого в прошлом Дубравлага, а ныне управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мордовии. В России нет другого региона, так плотно насыщенного колониями. Щиты "Стой, режимная зона!" висят уже на въезде в поселки, задолго до колючей проволоки. Но для настоящего искусства колючая проволока, естественно, не преграда.

    - Я переписываюсь с Марком Розовским, - рассказал корреспонденту "РГ" библиотекарь колонии для иностранцев Евгений Гросман, гражданин США. - Он уже прислал мне одну пьесу - "Театр и эшафот". Думаю, будем ставить ее.

    Пьеса знаменитого драматурга подходит уже тем, что там нет ни одной женской роли. С этим амплуа в колонии для иностранцев большие проблемы: не хотят знойные латиноамериканцы и жаркие африканцы переодеваться, даже ради искусства, в женщин. Потому тот же Шекспир сразу отпал: "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир" - все не то. Никак не набрать нужный комплект актеров. По три Гамлета, пять Ромео, но ни одной Джульетты. Печально.

    Зато в театре женской колонии подобных проблем нет. Когда критик "РГ" зашел в клуб исправительной колонии N2 "Явас", там как раз репетировали Робин Гуда. Доброго разбойника играла лауреат местного театрального фестиваля (разумеется, тюремного) в номинации "лучшая мужская роль" Инга К. Очень хорошо играла, между прочим.

    - Это мюзикл, называется "Большая любовь Робин Гуда", - объяснила автор спектакля и по совместительству Шериф Шервудского леса Светлана Н. - Я сама переработала литературный материал, подобрала песни и пригласила актеров.

    На кастинге актеров тюремные режиссеры смотрели, чтобы характер персонажа совпадал с характером будущего исполнителя роли. Так легче вживаться в роль.

    - Мой Шериф - самый положительный персонаж, - говорит Светлана. - Он спасает лес от разбойников.

    - Но разбойник грабит только богатых и отдает деньги бедным, - с жаром возразил(а) Инга-Робин Гуд. - Он - хороший человек! А вы, шериф, злой и несправедливый.

    - Хороших разбойников не бывает! Робин Гуд грабит путников, уже по лесу невозможно проехать.

    - Конечно, богатенькие не любят Робин Гуда... Но они сами не заработали ни фунта честным трудом.

    - Не оправдывайтесь, вы - ворюга! - вырвалось у разгневанного шерифа, и даже Станиславский тут бы поверил.

    В мужских колониях Мордовии местные драматурги также засели за пьесы. Так что отборочный тур обещает быть жарким: Мельпомене мало не покажется.

    репертуар

    Старые пьесы на новый лад

    Переделка классики никогда не выйдет из моды, как и сама классика. "Российская газета" решила помочь продюсерам и режиссерам театров строгого режима и подсказать, как можно придать известным пьесам и романам актуальное звучание.

    Граф Монте-Кристо

    Трудно найти более популярную в тюрьмах книгу. Естественно, было бы преступно забыть про нее на фестивале тюремных театров. Но при переработке материала для постановки необходимо обойти ряд острых моментов. Нельзя поощрять побеги, пусть даже и литературных персонажей. И неважно, что Дантес - ошибка правосудия. Если сегодня побегут невиновные, то завтра - все остальные.

    Потому тюремно-сценарный отдел "РГ" предлагает такой вариант: Дантес в замке Иф пишет одну надзорную жалобу за другой, и наконец Верховный суд Франции во всем разбирается и выпускает узника на волю. Свобода встречает графа Монте-Кристо радостно у входа. На воле граф создает благотворительную организацию помощи заключенным и возглавляет попечительский совет замка Иф.

    Гамлет

    Надо поставить только потому, что Гамлет. Но вещь слишком депрессивная для тюремной сцены, судите сами: мальчишка из неблагополучной семьи (отец убит, отчим с криминальными наклонностями, мать та еще штучка) бросает учебу, долго пытается избежать разборок, а потом все умирают. Нет, такой финал нам не нужен.

    Вариант: Гамлет, мальчик из европейского захолустья, растет в неблагополучной среде. Отец убит. Отчим - местный криминальный авторитет. Мать держит общак. Юноша задается вопросом: "Быть или не быть?", решает: быть - и поступает в университет. Заканчивает с красным дипломом и становится приличным человеком.

    Робин Гуд

    Этот герой популярен потому, что сильна вера в хорошего разбойника. Но таких не бывает. Поэтому образ надо развенчать. Как вариант: ветеран крестовых походов, не прошедший реабилитацию после боев, создает банду и промышляет рэкетом.

    Шериф Шервудского леса, тоже, кстати, бывший рыцарь, выполнявший интернациональный долг в Палестине, в ходе оперативно-разыскных мероприятий уничтожает банду так называемого Робин Гуда. Простые крестьяне могут вздохнуть спокойно.

    Ромео и Джульетта

    Без любви никакое искусство не выдержит. Ромео и Джульетта - вечная история. Она - дочь начальника колонии под Вероной. Он - сын вора в законе, который держит воровской общак. Но под влиянием любимой Ромео перерождается и сам убеждает отца перековаться.

    Бывший вор в законе распускает банду, создает легальную фирму, зарабатывающую торговлей и строительством, а потом становится депутатом городского собрания Вероны. Ромео и Джульетта играют шумную свадьбу.

    Поделиться