С улиц российских городов скоро исчезнут уличные торговцы, предлагающие диски с компьютерными программами, записи фильмов и музыки.
Премьер-министр России Михаил Фрадков своим постановлением ужесточил правила продажи аудио- и видеокассет, дискет, компьютерных программ и всевозможных баз данных. В общем, всего, на что может претендовать в электронной версии авторское право. Отныне продажа этих изделий в киосках, лотках, палатках категорически запрещена. Разрешено их предлагать покупателям только в специально оборудованных торговых помещениях, то есть - специализированных магазинах.
Связано появление этого постановления с борьбой с контрафактной продукцией. Правительство создает все условия, чтобы торговать пиратскими кассетами и дискетами стало не только невыгодно, но и практически невозможно. Ожидается, что в ближайшем будущем появятся и механизмы выполнения этого указа - подзаконные акты, регулирующие схемы взаимоотношений уличных торговцев с местными властями.
А после этого милиция, как говорится, приступит к ликвидации.
Сейчас, по д анным Росохранкультуры, доля поддельной продукции на рынке аудио- и видеозаписей достигает 60 процентов. Как пояснил корреспонденту "РГ" советник министра экономического развития и торговли Юрий Любимов, запрет на продажу аудио- и видеодисков существует в нашей стране уже несколько лет. Такое требование содержится в "Правилах продажи отдельных видов товаров". Новое постановление этот список расширяет.
Вводятся также более жесткие и четкие требования к продаже таких товаров в торговых залах магазинов. Так, например, продавец обязан будет предоставить покупателю определенную информацию о продаваемых дисках. Причем ее размещение на каждой упаковке является обязательным. А продавать диски можно только в "заводской упаковке". На ней должны быть указаны производитель диска и его адрес, номер лицензии на осуществление такой деятельности, технические характеристики носителя, сведения об обладателе авторского права. Кроме того, при продаже видеофильма покупателю необходимо сообщать наименование страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска. Продавцы должны также предоставлять информацию о жанре фильма, авторе сценария, режиссере, композиторах и актерах, продолжительности картины и рекомендациях по возрастному ограничению аудитории.
А перед тем как товар будет выставлен на полки, он должен пройти так называемую предпродажную подготовку. Во время такого контроля проверяются целостность упаковки и наличие всей необходимой информации о товаре и его изготовителе. Такую же проверку продавец проводит, передавая оплаченный диск покупателю. А по желанию клиента он обязан дать ему возможность ознакомиться с фрагментами фильма, музыкального диска или программы для ЭВМ. И все торговые залы должны иметь соответствующее техническое оснащение.
По логике, подобные меры должны снизить долю контрафактной продукции на российском рынке.
Для нашей страны эта тема особенно чувствительна в свете предстоящего вступления России в ВТО. Ведь именно этот сюжет обсуждался наиболее долго российскими представителями с американскими переговорщиками. По данным Международного альянса интеллектуальной собственности, базирующегося в США, потери американских правообладателей от российского интеллектуального пиратства за 2001-2005 годы составили 6,5 миллиарда долларов. Контрафактная продукция из России, утверждают американцы, расходится в 27 стран Европы и СНГ.
Впрочем, какова доля контрафактной продукции на рынке аудиовизуальной продукции и компьютерного обеспечения, точно не знает никто. Она может составлять от 10 до 90 процентов в зависимости от категории товара, уточняет Любимов. Такая высокая доля "пиратской продукции" объясняется не столько проблемами законодательства, сколько недостатками правоприменительной практики, причинами экономического характера. Сейчас, рассказал Любимов, минэкономразвития разрабатывает комплекс мер, которые должны восполнить этот пробел. Так, например, планируется предусмотреть ответственность за "левую" съемку фильмов в кинотеатрах, которой часто пользуются мошенники. Кроме того, речь идет о специальной ответственности за продажу аудио- и видеодисков до даты их официального релиза, то есть выпуска в свет. Вместе с тем меры уголовно-процессуального характера надо сочетать с методами экономического стимулирования легальных производителей. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки невозможно, пока легальная и контрафактная продукция отличаются по цене в несколько раз, признает Любимов.