Бельгия намерена через суд получить от Москвы 1,5 миллиарда евро

Об этом в воскресенье сообщила бельгийская газета "Суар". По информации издания, общая стоимость утраченного в революцию 1917 года движимого и недвижимого бельгийского имущества оценивается в 15 миллиардов евро. Однако в суде, скорее всего, будет рассматриваться только 1600 досье, в которых содержится запрос на выплату в общей сложности 1,5 миллиарда евро.

Бельгия уже дважды - в 2001 и 2002 годах - обращалась по своим дипломатическим каналам к России с просьбой выплатить компенсации бельгийским гражданам. Однако эти попытки не увенчались успехом. Очередной отказ был получен в июне 2006 года.

Официальные лица отказываются сообщать подробности дипломатических переговоров. Тем не менее, пресс-секретарь бельгийского премьера Дидье Сеус ясно дал понять, что Бельгия не может согласиться с выдвигаемой российской стороной аргументацией. "В настоящее время изучается возможность юридического ответа. Но мы все же надеемся решить это вопрос на политическом уровне", - заявил Сеус.

Российские адвокаты отказываются отвечать на вопрос, есть ли у бельгийцев шанс отсудить у России 1,5 миллиарда евро.

"Пока не известно, в какой суд будет обращаться бельгийская сторона. Также нет ясности, о каком именно движимом и недвижимом имуществе и ценных бумагах идет речь. Будут ли это иски от частных граждан или их каким-то образом объединят в одно дело. Лично мне эта тема представляется какой-то темной", - заявил корреспонденту "РГ" известный российский адвокат Виталий Портнов.

Не исключено, что Бельгия решила воспользоваться опытом Франции, которая в 1996 году получила от России миллионы долларов. Тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин подписал в Париже "Меморандум о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики относительно окончательного урегулирования взаимных требований между Россией и Францией, возникших до 9 мая 1945 года". В соответствии с этим документом Россия выделила на погашение дореволюционных долгов 400 миллионов долларов, из которых две трети были использованы на оплату ценных бумаг. А треть пошла на компенсации французским владельцам российской недвижимости, потерявшим ее при национализации.

Однако политическое решение долгового спора вызвало неоднозначную реакцию во Франции. Французское объединение держателей акций считает, что истинный долг России, с учетом набежавших за сто лет процентов, исчисляется не миллионами, а миллиардами долларов. Москва тем временем считает, что проблема царских долгов полностью ликвидирована.

В настоящее время любые попытки французских держателей царских облигаций увеличить суммы взысканных с России средств заканчиваются неудачей. Но если судебные решения окажутся в пользу французской ассоциации, Москва может выдвинуть встречные требования. Во время первой мировой и гражданской войн десятки, если не сотни тонн российского золота осели в банках Франции, США и Японии. Кроме того, после революции Россия лишилась немалой доли зарубежной недвижимости.

Комментарий

Константин Косачев, Глава комитета Государственной Думы России по международным делам:

- Я считаю, что в современном мире выглядит неуместной постановка вопроса о компенсационных выплатах по ценным бумагам царского периода. Слишком много времени прошло. Слишком тяжело дать оценку объему и качеству царских ценных бумаг.

Конечно, судебные тяжбы можно начать. Но я подозреваю, что они могут привести нас к совершенно непредсказуемым последствиям. Более того, они могут не дать вообще никакого положительного результата, лишь серьезно испортив отношения между нашими странами.

Поэтому с политической и юридической стороны бельгийская инициатива представляется нежеланной и несоответствующей современному характеру российско-бельгийских отношений. Интересы взаимодействия Москвы и Брюсселя гораздо выше тех теоретических барышей, которые можно выиграть в ходе судебных разбирательств.