В соответствии с новым жилищным законодательством поставками энергоресурсов и сбором платежей за коммунальные услуги будут заниматься управляющие компании (в случае выбора жильцами этой формы управления домом). Им же вменяется в обязанности обслуживание внутридомового газового оборудования, проще говоря, наших плит и колонок. По словам одного из участников "круглого стола", появление на рынке газоснабжения посредника в лице управляющих компаний - это мина замедленного действия. И, как стало ясно в процессе обсуждения, в некоторых регионах коммунальная мина уже взорвалась. Причем в самом прямом смысле.
По данным "Гипрониигаз", в 2006 году произошло около 100 аварий, в результате которых пострадали более 300 человек, в том числе дети, а в неполные три месяца 2007 года произошло уже около 30 аварий, в результате которых пострадали 70 человек. При этом 98 процентов аварий сопровождается несчастными случаями, в том числе со смертельным исходом, взрывами, пожарами. Основная причина - в несвоевременности и некачественном обслуживании внутридомового газового оборудования, которое сегодня отдано на откуп собственникам жилья и управляющим компаниям. Если такая тенденция сохранится, то количество взрывов будет только возрастать.
Во вторую очередь может взорваться социальная ситуация. Именно на жильцов лягут расходы на содержание абонентских служб каждой управляющей компании, работников самой компании. Поэтому высказывание члена думского комитета по энергетике, транспорту и связи Евгения Заяшникова о том, что появление управляющих компаний приведет к фактическому росту коммунальных платежей за газ, никто не подверг сомнению так же, как никто не стал отрицать социальные риски. Уже сегодня есть примеры, когда посредники в лице управляющих компаний берут от 3,5 до 8 процентов за посреднические услуги. Частная управляющая компания - это как частная поликлиника, где платить надо за все, а гарантий - никаких.
По данным экспертов, в среднем один многоквартирный дом платит в месяц за коммунальные услуги от 100 до 400 тысяч рублей и более - в зависимости от региона и этажности. В условиях, когда управляющей компанией может стать любая организация с уставным капиталом 10 000 рублей, когда практически отсутствует государственный контроль за вхождением частных компаний на рынок, у некоторых может возникнуть соблазн использовать средства населения нецелевым образом.
К сожалению, перспективы развития ситуации не радуют. По данным, приведенным на "круглом столе", уже осенью 2005 года в Москве и в Подмосковье фиксировались случаи, когда некоторые частные компании, собрав с жильцов деньги за коммунальные услуги, исчезали. В 2006 году в Костроме из 12 созданных управляющих компаний две в течение года исчезли, так и не начав работу.
В этой ситуации администрации Липецкой, Ивановской, Белгородской, Курской, Смоленской областей, Республики Ингушетия, депутаты Тульской, Волгоградской областей, Республики Татарстан обратились с официальными письмами в Государственную Думу с просьбой поддержать их инициативу о внесении поправок в Жилищный кодекс.
По мнению авторов поправок, необходимо сохранить действующий порядок поставок газа населению без посредников, принять отдельный пакет законов по газоснабжению, закрепить функции по техническому обслуживанию ВДГО за газораспределительными и иными специализированными организациями, имеющими лицензию.
Мы попросили участников "круглого стола" прокомментировать ситуацию.
Евгений Заяшников, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по энергетике, транспорту и связи, председатель подкомитета по газовому комплексу:
- Мы надеемся, что предложенные нами поправки в жилищное законодательство будут приняты. Мы не против реформы ЖКХ, не против управляющих компаний. Но каждый должен заниматься своим делом. Управляющие компании должны заниматься управлением домами - вывозом мусора, уборкой придомовой территории. Газоснабжением должны заниматься газовики, электроснабжением - энергетики. Если поправки не будут приняты, это приведет к снижению надежности работы системы газоснабжения, росту стоимости коммунальных услуг и как следствие - к росту социальной напряженности.
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ:
- Опрос ВЦИОМ, проведенный в конце марта, показал, что реформа ЖКХ в ее нынешнем виде вызывает немало вопросов. 92 процента жителей многоквартирных домов устраивает существующая система газоснабжения. Поэтому люди не видят значимых причин менять то, что и так хорошо работает.
Реформа, конечно, нужна, но не надо рубить сплеча. И уж точно реформа не должна начинаться с газоснабжения.
Екатерина Курбангалеева, генеральный директор компании "ПРОФИ-ГРУПП":
- Реформа нуждается в корректировке. Сегодня, как посредники, управляющие компании вынуждены транспортировать изначально не принадлежащий им газ по не принадлежащим им сетям. Это выглядит странно.
Ясно, что поставщики энергоресурсов и минрегионразвития будут вынуждены договариваться, но лучше, чтобы это случилось до того, как произойдут аварии и трагедии.