Исследование, в ходе которого было опрошено свыше 600 аналитиков в более чем трети регионов страны, провели Информационная группа "Эксперт", Институт общественного проектирования и Институт ситуационного анализа и новых технологий. Как и ожидалось, ударное строительство вертикали власти дало о себе знать: первую строчку рейтинга занял действующий президент. Причем если в 2000-м и 2003 годах ближайшими к Путину были соответственно Егор Строев, глава Совета Федерации, и премьер Михаил Касьянов, проигрывавшие президенту 1,6 балла, то сейчас с отставанием уже в 3 балла главу государства "преследуют" Дмитрий Медведев и Владислав Сурков. Таким образом, сегодня президент находится на вершине иерархии, представляя один-единственный полюс власти, удовлетворенно отметили эксперты, радуясь, что "хаос 90-х" прошел. Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики, подчеркнул, что "система влияния Путина не только воспроизводит систему политических институтов, но и тождественна ей по легитимности".
Во вторую группу влиятельных персон вошли Дмитрий Медведев, Владислав Сурков и Борис Грызлов. Правда, в большой значимости последнего некоторые политологи усомнились, припомнив лидеру "единороссов" метания относительно кандидатуры Сергея Миронова в Совет Федерации от Петербурга. "Бронзовыми" vip-личностями стали Михаил Фрадков, Сергей Иванов, Герман Греф и Алексей Кудрин. Замыкают список наиболее влиятельных политиков Игорь Сечин, Рашид Нургалиев, Николай Патрушев, Сергей Шойгу и Юрий Чайка.
Авторы исследования рассказали, что реальным влиянием в России обладают только 35 человек. Кстати, за пределами избранных оказались все полпреды. Любопытным стало еще и то, что 8 из 10 первых лиц рейтинга родились в Северной столице.
Воздав хвалу благословенному состоянию нынешней политсистемы, эксперты сосредоточились на недостатках. Известный журналист Александр Привалов сокрушался, почему в список не попали председатели Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов, хотя у них высочайший статус. "Это говорит о том, что независимости суда нет, а есть стоящие за ним силовики", - сказал Привалов. Кстати, многие эксперты обеспокоились крайне высокой политической значимостью силовых ведомств. Алексей Зудин, эксперт Центра политических технологий, отметил, что засилье силовиков в политике ведет к насаждению в умах граждан психологии зависимости и их депрофессионализации, т.к. "экспансия силовиков в гражданское общество и бизнес снижает их профессиональные способности".
Что касается бизнеса, то, по данным исследования, влияние предпринимателей на политику "стало пренебрежимо малым". Свои места "под Солнцем" в списке 35-ти нашли только Вагит Алекперов, Владимир Потанин и Олег Дерипаска. "Выбрасывание бизнеса из политики опасно для развития государства", - заявила Татьяна Гурова, один из авторов исследования. Помимо этого она вспомнила так называемый "хаос 90-х", когда Ельцин, обращаясь к представителям СМИ, говорил: "Вы - мои силовики". В новой системе, по мнению экспертов, СМИ как явление политической власти практически исчезли. Региональные СМИ целиком подчинены местным властям, федеральные же акцентированно не занимаются политикой. И это абсурд, ведь если не существует хотя бы десятка не зависимых от государства национальных СМИ, то каким образом может сформироваться политическое сознание демократической нации, справедливо недоумевают авторы исследования.
"В прежние годы главным источником влияния были личная харизма и целеустремленность, сейчас таковым стала связь с федеральным политическим центром и региональными силовыми структурами", - отметила Гурова. А некоторые аналитики уверяли, что рейтинг политиков - это прежде всего медийный результат. "Самый влиятельный человек - это самый раскрученный человек", - без намеков заявила Елена Башкирова, известный социолог.
Эксперты также обратили внимание на то, что если на региональном уровне торжествуют силовики, то на федеральном побеждают умеренные либералы. Кроме того, российская политика подвергается духовному влиянию (в списке самых влиятельных политиков Патриарх Алексий II занимает 25-е место). Аналитики отметили, что, не являясь элементом вертикальной власти, церковь стала федеральной сетевой структурой.
Как же выжить в этих условиях следующему президенту? Владимир Плигин, депутат Госдумы и президент Института общественного проектирования, рекомендовал будущему гаранту сохранить сильную президентскую власть, блюсти либеральные идеи и дружить с силовиками, а также развивать независимые СМИ, поддерживать частные гражданские и общественные инициативы и вернуть бизнес в политику.
"Не надо говорить, что все прошло, все только начинается", - ликовал Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт", и обещал, что через 50 лет в России будут и свободные СМИ, и независимые суды, и развитое гражданское общество, "а силовики займут свои места".