Почетным гостем "PRO-Tеатра" стал Пол Гаджин, восемь лет возглавляющий эдинбургский фестиваль "Фриндж". За один день, проведенный в Москве, он успел посмотреть "Чайку" Ноймайера в театре Станиславского и Немировича-Данченко, посетить наш театральный рынок и рассказать "Российской газете", как российским театрам принять участие в off-программе крупнейшего зарубежного фестиваля и попасть в Эдинбург.
Российская газета | В Москве вы в первый раз и прилетели буквально на один день. Завтра, я знаю, вы уже должны быть в Нью-Йорке. Почему единственный московский вечер вы решили провести в театре Станиславского и Немировича-Данченко на "Чайке"?
Пол Гаджин | Я, как всегда, хочу успеть все. Каждый раз, когда оказываюсь в новом месте, пытаюсь увидеть что-либо необычное с художественной точки зрения и интересное прежде всего тем людям, которые живут в этом городе. Если это увлекает их, скорее всего, спектакль заинтересует и меня. Как и в случае с "Фринджем", я полагаюсь на советы своих друзей. "Чайку" мне порекомендовали.
РГ | Но вас, наверное, сложно чем-то сильно удивить - по долгу службы столько всего пересмотрели.
Гаджин | В августе 2006 года прошел 60-й эдинбургский фестиваль "Фриндж" - самый большой и самый лучший за всю нашу историю. Мы собрали на нем 1900 постановок, было дано 27 тысяч спектаклей на 250 площадках. Поэтому я выгляжу таким старым и усталым... Количество билетов, которое мы продаем на театральный фестиваль, сравнимо разве что с крупными олимпийскими мероприятиями: в прошлом году, например, разошлось 1,5 миллиона. Это потому, что эдинбургский "Фриндж" - абсолютно свободный, не маргинальный фестиваль. Само слово "фриндж" (fringe) означает край - что-то, что происходит на краю, по окружности какого-то мероприятия. Но сейчас это скорее не фестиваль "на обочине" основного эдинбургского, а некий стиль работы. Любой желающий может принять в нем участие. Мы не рассылаем никаких официальных приглашений - театры сами решают, ехать ли к нам, и каждый год это около 17 тысяч участников. Хотя люди не зарабатывают на этом денег.
РГ | И все-таки почему-то едут в таком огромном количестве.
Гаджин | Мы проводили исследование на данную тему. Очень многие ответили, что участие во "Фриндже" способствует развитию их карьеры - ведь на фестиваль приезжают около тысячи промоутеров. В этом году Британский совет планирует привезти и около 200 зарубежных продюсеров. Так что многие совсем небезосновательно надеются, что участие в фестивале откроет для них новые горизонты и новые страны. Многие театры ответили, что хотят быть просто участниками крупнейшего мирового фестиваля. Немаловажный момент - внимание прессы. Тысячи журналистов ежегодно приезжают к нам на фестиваль, и театральные коллективы получают мощную информационную поддержку.
РГ | Что конкретно надо делать, чтобы попасть на "Фриндж"?
Гаджин | Только не надо посылать в Эдинбург DVD cо всеми вашими спектаклями! Помножьте их на число участников, и вы поймете, что никакой штат не сможет отсмотреть это все перед фестивалем. У нас нет конкурсного отбора. Основное на "Фриндже" - это участие. Последний срок подачи заявок - 18 апреля. Театрам прежде всего надо зарегистрироваться на сайте фестиваля www.edfringe.com, а после следить за той информацией, которую будут получать ежемесячно по электронной почте. Предполагаемым участникам мы пришлем брошюры, где пошагово даются рекомендации: как приехать, когда лучше начинать гастрольную рекламную кампанию. Самый ответственный момент - выбор правильной площадки для своего спектакля. Каждая из них представляет собой независимое предприятие, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Конечно, самые лучшие площадки заняты основным эдинбургским фестивалем, но мы говорим, что если у него самые лучшие, то у эдинбургского "Фринджа" - самые интересные. У нас есть залы, которые вмещают и 5 тысяч человек и на которых умещается только один автомобиль. Из 260 возможных вариантов нужно выбрать свой. А дальше надо правильно выстраивать отношения с принимающими менеджерами. Мой совет: обязательно убедитесь, какой контракт вы подписываете, прежде чем его подписать, ведь вы вступаете с принимающей стороной в коммерческие отношения. И помните, что первое появление на фестивале - всегда самое тяжелое, должно пройти два-три года, чтобы вас заметили, к вам привыкли и вас полюбили. Для чего используйте все контакты, которыми вы обладаете.
РГ | А как зрителям сориентироваться в многотомной афише "Фринджа"?
Гаджин | Я порекомендовал бы всем сначала почитать рецензии, прежде чем купить билет. В Эдинбурге во время фестиваля даже есть своего рода ритуал: все сидят за столиками, читают газеты и пытаются выбрать, на какой спектакль пойти. Еще есть веб-сайт с рейтингами - рядом с названием каждого спектакля стоит от одной до шести звездочек. Но лучше всех рецензий, рейтингов и реклам работает "сарафанное радио" - по крайней мере, я всегда именно с его помощью выбираю те спектакли, на которые хожу. Первый вопрос, который я задаю любому своему знакомому: видел ли ты в последнее время что-то хорошее? Это универсальный способ не ошибиться, пригодный как для профессионалов, так и для любителей театра.
РГ | Вы отдали "Фринджу" восемь лет. Какое впечатление за это время произвели на вас российские театральные компании и деятели?
Гаджин | меня есть традиция: приглашать на обед к себе домой представителей театров из одной страны. Два года назад у меня побывали российские актеры и режиссеры, и, могу сказать, это было незабываемо! Я действительно считаю, что не только русский балет, но и современный русский театр должен прославиться во всем мире. И "Фриндж" - одна из таких возможностей, ведь на нашем фестивале многие театры получают приглашение в другие страны. А словосочетание "Москва на Бродвее", на мой взгляд, очень хорошо звучит.