03.04.2007 02:00
    Поделиться

    Генпрокуратура провела масштабную проверку Федерального агентства по недропользованию

    Ведомство Юрия Чайки провело масштабную проверку Федерального агентства по недропользованию

    В роли очередного проверяемого предстало Федеральное агентство по недропользованию. Именно это ведомство распоряжается одним из главных богатств нашей страны - ее природными ресурсами. Без разрешения Роснедр ни одного барреля нефти и ни одной тонны руды в России не добудешь. В том числе агентство занимается одним из самых щекотливых вопросов - проведением конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

    - Многие конкурсы и аукционы проводились с нарушениями, причем весьма серьезными, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник надзорного управления Генпрокуратуры Владимир Лапицкий.

    Некоторые участники и даже победители таких конкурсов по закону попросту не имели права в них участвовать. В качестве примера в Генеральной прокуратуре называют случай, произошедший в Еврейской автономной области, где с аукциона реализовывалось право на добычу железных руд в Кимканском месторождении. Уже после проведения аукциона выяснилось, что у победившего предприятия не было разрешительных документов от собственника земли на ее разработку. Непонятно, как компания собиралась осваивать месторождение?

    По данным ведомства, в 20 с лишним случаях на конкурсы и аукционы допускали организации, которые не представляли никаких доказательств, что они обладают квалифицированными специалистами, финансовыми и техническими возможностями для освоения месторождений. А ведь это правило прописано в законе. Государство специально ввело такое жесткое ограничение, чтобы сделать аукционы максимально прозрачными и отсечь от участия в них посредников, главная цель которых - не добыча полезных ископаемых, а лицензии, которые можно выгодно перепродать.

    Но, несмотря на то, что эта норма прописана в законе, в аукционе на право геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Восточно-Герасимовском участке в Тюменской области участвовали две компании, которые не предоставили документов, подтверждающих их способность финансировать проведение таких работ. Причем одна из них была признана победителем и получила лицензию.

    Если в одних ситуациях чиновники Роснедр проявляли ничем не объяснимую беспечность, то в других - включали на полную катушку бюрократические тормоза. По данным, которые приводит Генпрокуратура, в сотне с лишним случаев государственная регистрация лицензий на освоение недр затягивалась до 10 месяцев. Но чемпионом по волоките стало челябинское территориальное подразделение Роснедр. В ноябре 2004 года сюда обратилась одна компания с просьбой переоформить три лицензии в связи с изменением названия (ранее она называлась по-другому). Ровно год чиновники решали, давать или не давать предприятию разрешительных документов. В конце концов челябинские промышленники не выдержали и написали жалобу в столицу, в федеральное агентство. Бумагу спустили в управление лицензирования Роснедр. Там она еще месяц отлеживалась. Наконец Москва дала согласие на переоформление лицензий. Казалось бы, конец эпопеи. Но не тут-то было. На государственную регистрацию двух лицензий ушло четыре месяца. Третью оформляли полгода!

    Неторопливость чиновников, как правило, оборачивается серьезными убытками для предприятий. Ведь без лицензии они не имеют права работать. Нарушение установленных сроков не способствует противодействию коррупции.

    Также неспешно Роснедра работают и с документами своих коллег из Росприроднадзора, которые регулярно направляют в федеральное агентство представления о нарушениях, допущенных добывающими компаниями. Отдельные бумаги рассматриваются по 8 месяцев.

    - Все эти нарушения не так безобидны, как кажутся, - прокомментировал итоги проверки Владимир Лапицкий. - Нарушения при проведении конкурсов и аукционов, а также бюрократические проволочки приводят к тому, что решения, принятые Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными подразделениями, признаются судами недействительными. И такие случаи не единичны.

    Проверка Генпрокуратуры выявила и еще одну нехорошую тенденцию. В течение двух предыдущих лет Роснедра бесплатно делились с коммерческими структурами информацией, которая стоит немалых денег. Речь идет о месторождениях полезных ископаемых. В свое время государство потратило на их поиски значительные средства и теперь в соответствии с федеральным законом официально торгует этими сведениями.

    В Генеральной прокуратуре к такой "благотворительности" отнеслись негативно и предложили руководству МПР оценить не только масштабы ущерба, но и определиться, за чей счет он будет возмещен.

    Поделиться