Словом, заставили телеканалы Ростроповичу молиться...

Попереключаем...

Во вторник великий Ростропович был поставлен нашим ТВ в положение генсека Брежнева: на какой канал ни переключишься - либо сам музыкант, либо что-нибудь о нем, либо что-нибудь его. Того и гляди погрозил бы с пальцем: "Ты мне попереключаешь".

На Первом - очень хороший документальный фильм "Ростропович. Маэстро Слава". На ТВ Центре еще более замечательный фильм "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" Александра Сокурова. На "Культуре" - юбилейный концерт в честь Ростроповича, а затем документальный фильм "Война и мир Мстислава Ростроповича". Плюс информационные сюжеты, посвященные торжественному обеду с президентом и другими высокими гостями.

Словом, заставили телеканалы Ростроповичу молиться...

Не зря же говорят: "Хорошенького помаленьку". А если помногу, то пользы чуть. Да и вред не исключен.

Всю неделю было густо. Концентрация духовности, порядочности и нравственности в эфире достигла непривычно высокой степени, когда в последующие дни в эфир вышли документальные повествования об Иване Бунине, Михаиле Ульянове и Петре Капице.

Андрей Малахов, видимо, захваченный общим настроением, попытался попасть ему в тон и сделал передачу о добрых делах покойного артиста. Но ему-то как раз не следовало этого делать. Ему, человеку с устоявшейся гламурной репутацией, переливающейся всеми оттенками желтого цвета, категорически не шло председательствовать на вечере памяти такого подлинного человека и артиста, как Михаил Ульянов.

Случилась у короля пошляков на этой неделе даже попытка пересмотра ценностей гламурно-глянцевого образа жизни - он собрал лучших представителей этого мира с тем, чтобы они обсудили немотивированный уход из него внучки Расула Гамзатова. Ведущий настаивал на том, что девушка разочаровалась в своем "острове сокровищ"; он мечтал увидеть в ее дезертирстве великий духовный подвиг пленницы. А ларчик открылся гораздо проще: девушка устала от работы главреда и сменила один "остров", тот, что является местом общего пользования, на другой - индивидуальный, благо средства ей это позволили.

Нимфа... туды ее в качель

Ведущие программы "Школа злословия" весь выпуск потратили на то, чтобы уговорить светского репортера Божену Рынска из общенациональной газеты сотворить нечто более нетленное, чем то, что она делает по долгу службы. А делает она следующее: посещает все главные тусовки страны и сообщает читателям, кто в чем и с кем из випов пришел на мероприятие и кто с кем, когда и в каком состоянии ушел. Работа не пыльная, но каторжная, по правде сказать.

Ее собеседницы ей - о радостях творчества, которые доставляют человеку гораздо большее удовольствие, чем радости сексуального порядка.

Она им о том, что большого таланта за собой не чувствует и что будь у нее возможности поселиться на каком-нибудь "острове сокровищ" и ничего не делать, а только наслаждаться жизнью, она бы и не делала ничего.

Спор вышел философским. Она им о том, что светские дамы делятся на две категории - нимф и ДБД (Духовно Богатая Дева). Они ей про то, что век даже самой распрекрасной нимфы недолог и, кажется, были готовы выразиться в духе ильфпетровского персонажа: "Нимфа... туды ее в качель, разве товар дает?". Но не выразились.

По итогам коллоквиума мне показалось, что Божену Рынску не удалось уговорить создать шедевр, то есть написать книгу про опустошающую суету светского времяпровождения. Хотя, кто знает...

Зато Ксению Собчак (прошу прощения у читателя, что снова ее приходится поминать; но что поделаешь, коли она к нам в дом лезет из всех щелей и пор ТВ), похоже, уговорили, что она сама по себе есть произведение искусства или, по крайней мере, ДеБеДе и к тому же народная артистка РеФе.

В последний раз ее "уговорили" шутники с канала СТС. Духовно богатая дева Собчак дважды подряд явилась со своими импровизациями в программу "Слава богу, ты пришел". Обе импровизации оказались занудными, хотя и страшно претенциозными.

Ларчик с секретом вытаскивания "Собчачьего сердца" (острота Михаила Задорного) на телеэкран так же прост, как и тот, что заключает в себе шкатулка с загадкой популярности Жириновского. Их сердца работают в формате скандала, который всегда автоматически дает любой передаче рейтинговую прибавку. Видимо, настолько плохо пошли дела у симпатичного по идее и по отдельным выпускам шоу "Слава богу, ты пришел", что его создатели вынуждены были полезть в легко открывающийся ларчик.

Как бы там ни было, но и Малахову, и Собчак, и Пьяных, и многим другим "чистосердечным признаниям" к концу недели заметно удалось разбавить случившуюся в ее начале концентрацию духовности. И вовремя они это сделали, потому что наступил праздник Дурака.

Мои поздравления.

И сожаления

Для кого-то 1 апреля - день веселья, а для Первого канала день рождения, в который принято отчитываться былыми достижениями и радовать зрителей премьерами.

Премьер практически не было, если не считать таковыми очередной выпуск "Цирка со звездами" и шоу с Максимом Галкиным, где штатный комик канала повторил несколько своих удачных реприз и уговорил двух нимф Дану Борисову и Наташу Королеву ("туды их в качель") остроумно пошутить. Лучше бы он их не уговаривал создать шедевр. Они его таки создали.

Повтор же избранных мест из удачных проектов "Розыгрыш", "Две звезды" и "Звезды на льду" выявил грех сиюминутного успеха.

Возьмем самое масштабное и затратное шоу "Звезды на льду". Ведь кроме номеров Навки и Башарова, а также Дапкунайте с Жулиным практически ничего нельзя было смотреть без сочувствия к самодеятельным фигуристам за их неловкость, неуклюжесть. Еще когда был азарт спортивной состязательности, все это им сходило с рук.

Вообще же воскресный парад-алле Первого канала убедил в том, что по части развлекательности ему нет равных. Ему уступает по этой части и СТС, канал, который гордо несет впереди себя слоган "Первый развлекательный". Возможно, и не по праву. С остальными дисциплинами у канала сплошные неуды. Очень плохо с сериалами. Неважно с документалистикой. И как знамение общего неблагополучия Первого - отсутствие в воскресном эфире аналитической программы "Времена".

Владимир Познер на это мог бы сказать: "Такие у нас на канале времена".