Международная организация труда (МОТ) опубликовала на днях доклад "Глобальные тенденции в сфере занятости женщин-2007". Главные выводы, увы, оказались невеселыми: в мире по-прежнему господствует неравенство мужчин и женщин в зарплате, статусе и гарантиях занятости. При этом число "работающих бедных" женщин, живущих на доллар в день или меньше, растет. Их доля по-прежнему составляет (аналогичное исследование проводилось в 2004 году) 60 процентов от общего числа "работающих бедных" в мире. "Нет оснований считать, что ситуация изменится в будущем", - констатируют авторы доклада.
При этом число работающих женщин достигло в 2006 году рекордной цифры 1,2 миллиарда человек при общем показателе занятости в мире 2,9 миллиарда.
Сравнение, проведенное МОТ по шести группам профессий (бухгалтер, учитель начальных классов, няня, программист, рабочий, рецепционист в отеле), свидетельствует: в большинстве стран зарплата женщин по-прежнему составляет 90 процентов и менее от зарплаты коллег-мужчин.
Российские эксперты оценивают доклад очень высоко. "МОТ - законодатель в таких вопросах. Ее методология, статистические данные всегда очень точны. Если документы ООН носят подчас политизированный характер, МОТ этим не грешит", - отмечает Татьяна Малеева, директор Независимого института социальной политики.
Что касается ситуации в нашей стране, она, по мнению специалистов, во многом схожа с общемировой, хотя есть у нее и существенные отличия.
По данным Росстата, средняя зарплата женщин в целом по экономике составила в 2005 году 61 процент от средней заработной платы мужчин. Если верить данным Института социальной и гендерной политики, доля мужчин среди получающих зарплату ниже прожиточного минимума составляет в России 28,5 процента, женщин - 71,5 процента. В высокооплачиваемых профессиях (там, где заработная плата выше 25 тысяч рублей) доля мужчин - 74,8, женщин - 25,2 процента.
Анализ, проведенный в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, показывает: для структуры занятости в России характерно существование так называемых женских отраслей (в основном бюджетных) и профессий (доля женщин, занятых в них, выше, чем удельный вес женщин в целом по экономике). За редким исключением (финансы, кредит) для таких отраслей характерен невысокий уровень оплаты труда.
Эксперты объясняют: выравниванию зарплат во многом мешает так называемый социальный штраф - воспитание детей по традиции ложится в России на женские плечи. В этой связи очень характерен рассказ Снежаны Луниной, начальника отдела кадров крупнейшей электротехнической компании: "Прежде я работала в кадровом агентстве и знаю, что чаще всего запросы шли следующие: требуется мужчина до 45 лет. Убедить генеральных директоров, что женщина не хуже, а во многом даже более сильный работник, сложно. В нашей компании - другая политика. Если при прочих равных условиях к нам обращается женщина, я рекомендую руководителю взять именно ее. Представляете, сколько ей надо было в жизни преодолевать трудностей, чтобы занять должность наравне с мужчиной! Не думаю, чтобы этого не понимали остальные. Просто начинает работать стереотип: вот родит, уйдет в декрет...".
При этом Татьяна Малеева уверена: то, что происходит на российском рынке труда, ни в коем случае нельзя назвать дискриминацией: "Дискриминация - это когда за равный труд платят разную зарплату. В России же имеет место сложная гендерная асимметрия, при которой мужчины и женщины имеют разный доступ к высокооплачиваемым сегментам рынка труда. При высоком уровне квалификации и образования женщины нечасто занимают высокие статусные позиции. Впрочем, эта асимметрия, безусловно, будет выравниваться, ведь навыки и профессионализм приобретают для работодателя все большее значение".
Исследователи утверждают: женщины намного быстрее адаптируются к изменениям на рынке труда. К примеру, популярная в начале пореформенного периода дискуссия о "женском лице безработицы" возникла в значительной степени из-за того, что, приспосабливаясь к новым условиям, женщины охотно регистрировались на биржах. Мужчины отдавали предпочтение другим каналам поиска работы. То есть женщины преобладали лишь среди официально зарегистрированных безработных.
По расчетам ИНП РАН, численность безработных женщин в перспективе будет сокращаться намного быстрее, чем безработных мужчин. В этой связи, утверждает Татьяна Малеева, очень многое зависит от того, как будет реализовываться современная демографическая политика: "Если представить на минуту, что все женщины в трудоспособном возрасте решат родить второго или третьего ребенка, страна недосчитается примерно 7 миллионов работников. Это огромная потеря, ведь в России всего 68 миллионов занятых".