На это вчера обратил внимание глава минтранса Игорь Левитин, выступая на первом заседании Межведомственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации.
Самым простым, сказал министр, было бы заключить, что ошибки человека свидетельствуют о его неосторожности или некомпетентности, однако это неправильно. К сожалению, происшествия нельзя предотвратить, просто заменив людей. Надо "пройтись" по всей цепочке проблем. Это и отсутствие современной системы подготовки пилотов, причем не только профессиональной, но и психологической. И вопросы, связанные с тем, что в стране нет системы авторского надзора за техникой. Например, производители Ту-134 давно "бросили" этот самолет и не занимаются его модернизацией. Немаловажно и как поставлена работа с персоналом в самих авиакомпаниях, оплата труда летчиков и работников наземных служб. Свою роль играет и отсутствие целого ряда необходимых нормативных документов.
И то, что комиссия образована по поручению президента, подчеркнул Левитин, говорит, что проблема безопасности полетов настолько серьезна, что приобретает политический характер. Любые дальнейшие просчеты и ошибки будут использоваться для снижения авторитета России на международной арене. Так что особое внимание на первом заседании комиссии было уделено разработке Государственной программы безопасности полетов в гражданской авиации в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации, которая должна быть завершена к 1 июля нынешнего года.
По мнению министра, трагические последствия катастроф 2006 года стали следствием ошибок и просчетов за последние 15 лет, когда определялись цели и приоритеты развития гражданской авиации. И сегодня, по словам Левитина, отрасль находится на переломном рубеже. Решать проблемы, связанные с безопасностью полетов, приходится в обстановке стремительного роста объемов перевозок и большой потребности в массовом обновлении парка воздушных судов. На смену старому поколению приходят новые авиационные специалисты. В то же время система метеообеспечения устарела, а износ взлетно-посадочных полос достигает уже 80 процентов. И тяжелые авиационные происшествия последнего времени обнажили все эти проблемы. С 2002 по 2006 год с гражданскими самолетами коммерческой авиации произошло 65 авиационных происшествий, в том числе 27 катастроф.
В течение месяца в комиссии будут сформированы рабочие группы по основным направлениям. Напомним, что в ее состав вошли представители не только минтранса, Росавиации, Ространснадзора, Росаэронавигации, Межгосударственного авиационного комитета, но и минпромэнерго, МЧС, МВД и Росгидромета, а также общественных организаций. В минтрансе уверены, что такая совместная работа, которая исключает длительные согласования между ведомствами, поможет справиться с проблемами в кратчайшие сроки. Игорь Левитин также пригласил принять участие в разработке Государственной программы безопасности полетов в гражданской авиации экспертов авиационного сообщества.
Как стало известно корреспонденту "РГ", в программе будет предусмотрен весь спектр проблем отрасли. И она станет основой создания национальной системы управления безопасностью полетов в авиапредприятиях, аэропортах, в организациях, которые занимаются техническим обслуживанием самолетов и управлением воздушным движением. По мнению экспертов, уже через два-три года "работы" программы можно будет стабилизировать уровень безопасности полетов и приблизить его к средним мировым стандартам.