04.04.2007 01:20
    Поделиться

    Торгово-промышленная палата вывела формулу неразвития

    Евгений Примаков сразу подчеркнул, что "никто не стремится к ослаблению фискальной функции налогов: без этого нет бюджета". Одновременно он выступил против "примитивного представления" о предпринимателях, выступающих за ослабление налогового бремени или за замену НДС налогом с продаж, как "чуть ли не об антиобщественных элементах, не понимающих значение налогов для обеспечения расходов бюджета". В целом же вчерашний форум подтвердил позицию бизнеса, который две недели назад, при подготовке к форуму, уже обозначил основные "точки торга" в диалоге с властью по налоговой политике. Можно вспомнить, что тогда не было недостатка в жестких и даже резких эпитетах в отношении "Основных положений..." вплоть до "хаотичного набора устаревших норм". Вчера же участники форума сосредоточились на окончательной шлифовке согласованной позиции бизнес-сообщества.

    Как и раньше, в рейтинге претензий к курсу минфина на первом месте - налоговое администрирование. Евгений Примаков отметил, что первые три месяца работы новых норм Налогового кодекса, направленных на реформу администрирования, не оправдали себя: "Продолжается практика своевольной трактовки налоговыми органами норм кодекса". Можно вспомнить, что при подготовке этих поправок в прошлом году далеко не все предложения предпринимательского сообщества были учтены - это к вопросу об "особенностях национального диалога" бизнеса и власти. Конструктивной попыткой урезонить "вольности" налоговых органов президент ТПП считает разработанный Торгово-промышленной палатой законопроект о введении ответственности налоговых чиновников за незаконные действия в отношении налогоплательщиков.

    Если рассматривать предложения, касающиеся изменения норм по тем или иным налогам, то их бизнес-сообщество подает "под соусом" стимулирования перехода к инновационной экономике. В проекте "совместной платформы деловых кругов по совершенствованию налогообложения" указывается и "образ врага": "Многие ответственные работники минфина и некоторые правительственные эксперты предлагают отодвинуть на неопределенную перспективу реализацию большинства идей в сфере налогообложения, выдвигаемых деловыми кругами, без сколь-нибудь убедительной аргументации". Впрочем, в качестве пролога к таким разговорам стало привычное воспроизведение коротенького реестра налоговых достижений власти. Итак, это - упразднение оборотных налогов, снижение ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, введение плоской шкалы подоходного налога и уменьшение общего числа налога.

    По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, в мире востребованы российские энергоресурсы на 500 миллиардов долларов в год и инновации на 5 миллиардов долларов: "Если идти по инерционному пути не менять налоговую политику, то доля инноваций будет лишь снижаться". В этом русле и лежит первый блок требований бизнеса к власти. Как сказал Евгений Примаков, ТПП России ставит вопрос о возвращении инвестиционной льготы, составлявшей ранее до 50 процентов налога на прибыль, что позволило бы предприятиям развивать производство. Кроме того, ТПП считает, что необходима льгота по налогу на вводимое в производство технологическое оборудование при сумме инвестиций не менее 50 миллионов рублей.

    К этой теме вплотную примыкают и лоббируемые новшества в амортизационной политике. ТПП поддерживает требования бизнеса разрешить списывать в первый год эксплуатации высокотехнологичного оборудования не 10 процентов, как сейчас, а 20-30 процентов его стоимости, в некоторых случаях и 100 процентов. Следует продлить, согласно этой логике, и срок действия нулевых таможенных пошлин для ввозимого в Россию высокотехнологичного оборудования. "С учетом глубокой старости основных фондов наших предприятий с решением этого вопроса тянуть нельзя", - отметил Евгений Примаков. Все эти и ряд других предложений и легли в основу рекомендаций, направленных в адрес законодательной и исполнительной властей. Среди других по традиции особо выделяется стимулирование развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем совершенствования специальных режимов налогообложения.

    Взаимное недоверие бизнеса и власти, судя по всему, преодолевается довольно медленно, и в этом одна из причин того, что многочисленные попытки сделать налоговую систему конкурентоспособной пока далеки от успеха. "В налоговой системе присутствуют сдерживающие факторы, которые не позволяют наращивать в необходимых объемах предпринимательскую активность и обеспечивать устойчивые темпы экономического роста", - отмечается в рекомендациях.

    Поделиться