04.04.2007 02:30
    Поделиться

    Судьба российской экспозиции музея в Освенциме стала жертвой политических интриг

    Нам не понадобилось много времени, чтобы уточнить: экспозицию закрыли не сегодня и даже не вчера. И вовсе не поляки.

    Нам удалось связаться с руководством музея и получить разъяснения о судьбе российской экспозиции из первых рук.

    Ярослав Менсфельт, пресс-секретарь музея Аушвиц-Биркенау в Освенциме:

    Ярослав Менсфельт: На самом деле ситуация такова: "Национальная экспозиция СССР" закрыта давно - еще в 2004 году с подачи российской стороны, которая приняла решение о подготовке новой выставки.

    Это одна из многих выставок на территории бывшего концлагеря Освенцим. И точно также, как недавно открытые французская и голландская экспозиции, новую экспозицию решила открыть Россия. Ваша страна выступила с таким предложением, после чего было принято решение старую выставку закрыть. Открытие новой экспозиции было запланировано на 2005 год - к 60-летию освобождения Освенцима Красной Армией. Но стороны не успели урегулировать все вопросы.

    Несмотря на это, экспозицию даже посетил президент России Владимир Путин, и его проинформировали о том, в какой стадии находятся работы.

    Российская газета: В официальном сообщении музея сказано, что разногласия возникли из-за того, что музей не согласен с какими-то пунктами в российском сценарии новой выставки.

    Менсфельт: Мы не то что не согласны, а просто предлагаем согласовать какие-то вещи. В частности, обозначения земель и народностей, которые вследствие действий СССР, соответствующих договоренностям пакта Молотова-Риббентропа оказались под контролем этой страны в 1939-1941 годах.

    Речь идет о землях прибалтийских государств, восточных территориях Польши и части Румынии. Люди, проживавшие на этих территориях, по нашему мнению, не могут считаться гражданами СССР.

    Они не отказывались добровольно от своего предыдущего гражданства и не принимали самостоятельного решения о принятии советского гражданства.

    Это связано только с историческим подходом к проблеме. Потому что, например, жителей Белостока, которые были депортированы в Освенцим во время войны, Польша считает своими гражданами. А Россия - гражданами СССР. Это может привести к путанице и дублировании одной и той же информации в разных экспозициях.

    И к тому же могут возникнуть разночтения в цифрах. Окончательное число жертв концлагеря в Освенциме было установлено очень давно - еще в 80-е годы. И из-за того, что одних и тех же граждан несколько стран считают своими, посетители могут увидеть одного и того же человека на двух выставках. К тому же и общая цифра жертв концлагеря таким образом меняется. Поэтому сейчас идут переговоры с российской стороной, цель которых - поиск компромиссного решения, которое позволит открыть выставку для посетителей

    РГ: А на каком этапе сейчас переговоры?

    Менсфельт: Мы находимся в постоянном контакте с российской стороной. Не так давно сменился посол России в Польше. Осенью прошлого года он встречался с директором музея, а месяц тому назад мы отправили в посольство России письмо, в котором еще раз подробно изложили свои предложения, и теперь ждем реакции.

    РГ: Но в посольстве России утверждают, что не знают ни о письмах из музея в российское министерство культуры и массовых коммуникаций, ни в посольство.

    Менсфельт: Ну, что касается министерства культуры, это естественно, потому что, насколько мне известно, мы его туда не посылали. Мы ведем переговоры в основном с посольством России в Польше и генконсульством в Кракове. А что касается посольства, то мы с ними свяжемся, и если они не получили письмо, то мы пошлем его еще раз. Что за проблема? Этот месяц ничего не изменит в четырехлетней истории с экспозицией. И хорошо, что мы теперь знаем, что письмо не дошло до посольства.

    РГ: А почему эта тема оказалась в центре внимания именно сейчас?

    Менсфельт: Я понятия не имею. Выставка уже три года как закрыта, странно, что вдруг все об этом заговорили. Я не вижу повода для той шумихи, которая сейчас поднялась. Все вопросы могут быть решены в любой момент, и экспозиция откроется. У нас есть контакт с новым послом Владимиром Грининым, дело движется, и это - хороший знак.

    Между тем

    Нам удалось получить и разъяснение посольства России в Варшаве. Пресс-секретарь посольства РФ в Польше Владислав Выборнов сообщил "РГ": "Нам без конца звонят польские граждане, недоумевая, почему бы вдруг возникла проблема? Приходится разъяснять: "Национальная экспозиция СССР" не работает с 2004 года в связи с ее модернизацией. С той поры продолжается переговорный процесс по урегулированию возникших расхождений. Польская сторона обещала предоставить российскому посольству свои предложения. Но на сегодняшний день они до сих пор не поступили. Польская сторона говорит, о письме, отправленном в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Но российское посольство ничего не знает об этом, хотя, согласно дипломатической практике, такие послания должны были бы поступать в первую очередь нам. Так выглядит ситуация на сегодняшний день".

    Поделиться