На взлетно-посадочной полосе встретились премьерский борт из Москвы Ил-62 и прилетевший на несколько минут раньше из Лондона "Боинг-767". Современный лайнер - не дань моде, а личный борт губернатора Чукотки Романа Абрамовича, который не реже чем раз в месяц посещает вверенную ему территорию. Так что премьер-министр Михаил Фрадков тоже сразу же смог почувствовать разницу. Во всем.
Правда, как показывает практика, не каждый премьер долетит до Чукотки, ведь от Москвы этот регион отделяет 9-часовой полет. Именно поэтому в регион практически никогда не приезжали ни действующий президент, ни премьер. Центр лишь демонстрировал внимание к проблемам региона, но на расстоянии. А семь лет назад и вовсе снял с себя эту обязанность, передав его во владение Абрамовичу.
Фрадкова же не испугало ни дальнее расстояние, ни туман, который опустился на Чукотку в конце прошлой недели, из-за чего самолет с белдомовскими аппаратчиками, обеспечивающими премьерский визит, так и не смог добраться до Чукотки. Но президент скомандовал лететь, и Фрадков не смог отказаться. Как только появилась информация о том, что туман рассеивается, Фрадков лично принял решение лететь без подготовки.
На Чукотке премьера знают, но бог здесь свой - губернатор. Впрочем, появление Абрамовича в аэропорту в ожидании Фрадкова действительно вызвало неподдельный интерес не только прилетевших журналистов, но и немногочисленных местных работников. К нему сразу бросились с вопросами.
- Я интервью не даю, - скромно улыбаясь, заметил губернатор.
- А по чукотской теме? - зная манеру Абрамовича не комментировать происходящие события, попытались применить уловки московские журналисты.
- Специалисты расскажут, - добавил губернатор.
- А вы специалистом не стали?
- Нет, - ответил он.
Впрочем, начальнику Чукотки, наверное, действительно не обязательно быть специалистом. Достаточно того, чтобы специалисты работали на тебя. Но и специально обученные люди не спешили рассказывать о том, что ждут от первого и единственного визита премьера в этот забытый Центром регион. Как правило, все региональные чиновники просят денег у Центра для решения местных проблем. И, как оказалось, губернатор, возглавляющий список самых богатых людей мира, не стал исключением.
- Деньги региону нужны? - поинтересовалась корреспондент "РГ" у самого молчаливого из всех глав российских регионов.
- Нужны, - оживился Абрамович. - Кому же они не нужны?
- На что?
- Специалист расскажет, - отбивался губернатор.
Все же добравшемуся до Чукотки премьеру первым делом решили показать пусть и не красоты, которые, к сожалению, были под метровым слоем снега, а хотя бы местные достопримечательности с элементами экстрима. Дорога от аэропорта до города шла через отчасти оттаивающий Анадырский залив. Но путешествию кортежа джипов это разве что придавало экстремальный оттенок. Останавливаться в первом на пути поселке Угольные Копи кортеж не стал, посмотрев на старые хибары, представлявшие печальное зрелище на фоне разноцветных пятиэтажек. Зато дворец культуры в виде белого медведя, церковь, построенная на личные средства первого вице-губернатора Андрея Городилова, статуя Николая Чудотворца, покровительствующего морякам и рыбакам, газомоторная ТЭЦ - то, чем может похвастать губернатор. В музее культуры на самом видном, самом почетном месте висит гравюра на клыке моржа - "Новая жизнь в начале века". На ней несколько слов о том, с чего начался отсчет нового времени - "Новое время - 24 декабря 2000 года - новый губернатор".
Есть и гравюры с 50-летием СССР, и с 60-летием - события неординарные, но для чукотского народа абсолютно проходные.
Еще одно достояние региона - пищевой комбинат. Осмотрев магазинчик и цех, делегация направилась в дегустационный зал. "Пробуйте", - по-домашнему хлопотала директор комбината, подводя гостей из Центра к мясным яствам.
- Пост нынче, - тихо отказался Абрамович.
- Все ешьте, - переключилась директор комбината на делегацию из Центра, которые, в общем-то, вполне могли бы назвать себя путешественниками, которым церковь прощает неисполнение жестких канонов соблюдения поста.
- Мы все не осилим, - отшутился премьер.
За непродолжительный тур в Анадырь премьер успел убедиться, что с небольшой помощью Центра на Чукотке все же строятся дороги, детсады, школы, а главное - в городе "много женщин с колясками". Так один губернатор устроил демографический взрыв в отдельно взятом регионе.
Вернувшись в аэропорт, Фрадков многозначительно заметил: "На первый раз мы поняли, что достаточно". Видимо, собрался вернуться на Чукотку, и не раз.
Недаром ведь подробно разбирали на совещании стратегию развития региона.
Абрамович не стал сам докладывать премьеру о стратегии развития региона, доверив это своему заместителю - специалисту, который лаконично рассказал об этой "тайне".
- Хотелось бы выделить приоритеты, не особо фантазируя, - предупредил Фрадков. - Понятно, что сюда можно деньги вкладывать бесконечно.
На самом деле запросы региона, по премьерским меркам, оказались намного меньше, чем можно было бы ожидать. При выбранном администрацией региона сценарии Чукотка претендует на 106 миллиардов до 2020 года.
- Пополам с частными вложениями, - начал вслух прикидывать премьер. - Получается 50 миллиардов на 12 лет.
Правда, три миллиарда премьер в прикидках потерял.
Замминистра экономического развития и торговли Виталий Савельев заметил, что цифры для Чукотки будут колебаться в ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья от 6 до 13 миллиардов рублей. А оставшуюся часть проектов ведомство Грефа предлагает финансировать из Инвестфонда. Губернатор молча соглашался. А местное население уверяло, что все то, что сделано за последнее время, и так много для Чукотки.
На самом деле госинвестиции здесь предполагается направить на развитие энергосетевого хозяйства с целью загрузки Билибинской АЭС для снижения тарифа, на строительство энергоисточников, замещающих Чаунскую ТЭЦ и Билибинскую АЭС после 2016 года и на возведение автодорог.
- Все три существующих вида транспорта требуют инвестиций, - подтвердил заместитель министра транспорта Александр Мишарин. - А железной дороги в округе вообще нет.
В итоге решение о выделении 1,5 миллиарда на завершение строительства взлетно-посадочной полосы уже принято, по другим 1,5 миллиарда рублей на аэропортовую инфраструктуру - пока нет. Парк из 10 вертолетов в Центре тоже считают устаревшим. Собственно, отсутствие малой авиации для персон высокого уровня премьер прочувствовал сам, когда хотел посетить чукотский поселок, но не смог. Поэтому Мишарин предложил либо снижать пошлины на покупку импортной авиатехники такого класса, либо ставить государственную задачу по развитию малой авиации.
Но губернатор по-прежнему молчал. Ничего не просил и ничего не требовал. Фрадков, видимо, не ожидал такой реакции и напоследок пообещал, что финансирование Центр увеличит.