Состояние ЖКХ они, конечно, критиковали - не ленивые ведь. И было за что: износ фонда превышает 60 процентов, 93 миллиона квадратных метра составляет ветхое и аварийное жилье. 58 процентов предприятий в сфере ЖКХ убыточны. Но самого Владимира Яковлева оппозиция щадила. Критика в основном была адресована правительству, которое задерживает принятие нормативных документов, не согласовывает подготовленные в минрегионразвития программы и, главное, не дает денег, необходимых для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. Яковлев был думцами как-то выделен из состава правительства, будто совсем там и не состоял. Министра и пришедшего вместе с ним на правительственный час руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Круглика хвалили, говорили "спасибо" за работу. Коммунисты называли их профессиональными и ответственными людьми. Народники-патриоты просили, обращаясь прежде всего к коллегам-"единороссам", не мешать Яковлеву работать.
"Эта должность как наказание человеку, который отважился взвалить на себя бремя проблем, - пылко защищал министра депутат Виктор Черепков. - А все вопросы - это вопросы депутатам. Это они принимают такие законы и кодексы, которые не позволяют даже самому ответственному, даже самому героическому работнику успешно справляться со своими обязанностями".
"Мы можем сколько угодно заслушивать министра, а толку от этого не будет, - сказал депутат фракции "Справедливая Россия" -"Родина" Олег Мащенко. - Дайте ему денег, и через год этого министра мы будем встречать в Думе под аплодисменты".
Вице-спикер Владимир Жириновский попытался напомнить коллегам, что Яковлев все-таки не посторонний человек в правительстве, "должен был сам прямо сказать - не хватает денег". А на Думу нечего кивать, Дума ни на что не может повлиять. И Яковлев, по мнению Жириновского, это понимает и "ничего не боится, потому что знает, что никакого значения лично для него обсуждение иметь не будет". "Вон к министру Михаилу Зурабову больше претензий было, и он ушел из зала улыбающимся", - заметил вице-спикер. Яковлев и денег не попросит, и не признается, что проблемы ЖКХ идут из минфина. "Виноват Кудрин?"- предпринял Жириновский еще одну попытку вызвать главу минрегиона на откровенность. Владимир Яковлев на провокацию не поддался. "Если бы министр мог прийти и сказать, что должен, сложности у министра было бы еще больше", - многозначительно заметил он. Депутат Мащенко объяснил тем, кто не понял намека: "Если Яковлев попросит у правительства денег, завтра он не будет министром".
Претензии к главе минрегиона нашлись только у "Единой России". Председатель думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум напомнил депутатам и министру, какие цели несколько лет назад были поставлены перед министерством: финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные отношения, привлечение малого бизнеса в эту сферу, установка приборов учета, которые позволили бы перейти к экономически обоснованным ценам на тарифы и услуги ЖКХ. Но поставленные цели, по словам Шаккума, достигнуты лишь в незначительной части. Из 11 нормативных актов принято три. До сих пор отсутствует методика расчета тарифов по услугам ЖКХ. Дума долго ждала законопроекта о финансовом оздоровлении предприятий сферы ЖКХ,
неделю назад он наконец внесен в нижнюю палату. Однако, как заметил Шаккум, текст закона "нуждается в большой доработке". Глава комитета заявил, что нет никакой подпрограммы о капитальном ремонте, на которую ссылался Яковлев, отвечая депутатам, это лишь "декларация о ремонте". Перечислив насущные проблемы коммунального хозяйства, не решенные ведомством Яковлева, Шаккум подытожил: "Работу минрегиона трудно признать удовлетворительной". Но и "двойку" Яковлеву он не поставил.
Однако и с такой неотчетливой оценкой Яковлев не согласился. "Признаю всю критику, но не согласен с выводами", - сказал министр. Ведь проводились "совещания, "круглые столы", были поездки в регионы". "Они дали движение вперед, они заставили говорить, что тема не должна замалчиваться". Есть и результаты: "Федеральный бюджет рассчитался с долгами, достигнут высокий стандарт уровня оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг, который в среднем по России составляет 87,8 процента, до 92,5 процента повысилась собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. В 29 субъектах предприятия ЖКХ закончили год с прибылью, а это уже хороший знак. Уменьшились субсидии, выделяемые для оплаты услуг ЖКХ, но это потому, что улучшилось благосостояние россиян. Общая площадь ветхого и аварийного жилья стала на 2 миллиона квадратных метров меньше, чем 5 лет назад".
Но все программы вывода "аварийки" из эксплуатации, по словам министра, "упираются в отсутствие средств". "Одними словесами мы эту проблему не решим, нужно выделять деньги, - отметил Яковлев. - Давайте законодательно установим определенный процент, который будет отчисляться из бюджета каждого региона на ликвидацию ветхого фонда.