04.04.2007 23:00
    Поделиться

    В ЦАГИ создают многоцелевой грузопассажирский самолет

    В ЦАГИ продолжаются работы по реализации уникального самолета, необходимого для России и Беларуси

    Впервые об этой удивительной машине на страницах "СОЮЗа" мы рассказали осенью прошлого года (номер за 23 ноября 2006 г.) в публикации "Обретая крылья". Она была посвящена визиту Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского, во время которого был продемонстрирован целый комплекс интереснейших предложений ЦАГИ в интересах Союза. А на прошлой неделе заместитель Госсекретаря Союзного государства Василий Хрол, выступая в Минске на пресс-конференции по случаю Дня единения народов Беларуси и России, заявил о том, что реализации именно этого проекта будет оказана всяческая поддержка.

    О том, как идут работы над самолетом МВЛ, рассказывает один из ведущих сотрудников ЦАГИ - научный руководитель проекта доктор технических наук Альберт Петров:

    - Если говорить о сложной и в чем-то драматичной истории создания небольшого самолета для местных авиалиний, то здесь уместна поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. Самолет начала проектировать в начале девяностых годов инициативная группа авиационных конструкторов, объединившихся в инновационное КБ "Союз". Предполагалось, что новая машина сменит чехословацкий L-410 и отчасти Ан-2, которые несли на себе весь груз местных воздушных перевозок и в то же время стремительно старели.

    К сожалению, финансирование проекта оказалось минимальным, и шансов выжить у КБ "Союз" не оставалось никаких. На так и нереализованном проекте уже в середине девяностых можно было ставить жирный крест. Однако так сложилось, что часть разработчиков МВЛ, в том числе главный конструктор самолета Владимир Черноусов, перешли работать в ЦАГИ. И несмотря на то, что наш институт тогда сам переживал очень тяжелые времена, мы приняли решение довести проект своими силами.

    Среда обитания самолета - воздух, и от того, как летательный аппарат ведет себя в воздушных потоках, зависит безопасность его полета, управляемость, экономичность и множество других важнейших характеристик. А поскольку лишь в ЦАГИ есть уникальные аэродинамические трубы, в которых можно провести любые исследования, то все новые конструкторские предложения мы тут же воплощали в соответствующих моделях и продували их в самых различных условиях полета. Нам удалось выбрать идеальные для данного типа машин профиль крыла, рациональную форму фюзеляжа и разработать мероприятия по обеспечению безопасности полета самолета на всех режимах, в том числе при отказе одного из двигателей.

    Отличительными особенностями самолета являются не только его прекрасные летно-технические характеристики, но и простота обслуживания и, что тоже очень важно, простота сборки, что обеспечивается очень высокой технологичностью всей машины в целом. Самолет вполне можно будет собирать на авиаремонтных заводах Республики Беларусь. Я бы сравнил МВЛ с рабочей лошадью-битюгом. Неказистая внешне лошадка была просто незаменима в крестьянском хозяйстве в силу своей выносливости, неприхотливости и исключительной работоспособности. Если мы совместными усилиями реализуем проект нашего союзного самолета, то, вне всяких сомнений, он быстро станет одним из самых популярных воздушно-транспортных средств в Беларуси и России и привлекательным для зарубежных потребителей.

    Директор ЦАГИ Владимир Каргопольцев в интервью "СОЮЗу" добавил:

    - В самолете для местных воздушных линий воплощен практически весь научный потенциал нашего института. Я не знаю других примеров, где, казалось бы, в очень простом проекте удалось аккумулировать столько самых передовых научно-технических и технологических разработок. Потому-то самолет МВЛ, работы над которым начались еще в начале девяностых годов, остается очень современным. Достойных и конкурентоспособных аналогов в мире у него нет и в обозримой перспективе, скорее всего, не появится. К тому же самолет может занять значительную нишу в авиастроительной отрасли Союзного государства. На его базе реально создание целого семейства машин, которые полностью удовлетворят потребности рынка местных воздушных перевозок. Самую сложную и наукоемкую работу мы провели. Пришло время воплощать проект в металл, строить опытную машину, приступать к летным испытаниям и готовить базу для серийного производства новых самолетов.

    Поделиться