06.04.2007 02:30
    Поделиться

    Хлеб в России становится опасным

    Лихорадить рынок начало в феврале 2005 года. Службы таможенного контроля продолжали требовать от компаний сертификаты упраздненной Государственной хлебной инспекции. Компании, у которых на границе и в портах застряли вагоны и корабли, понесли серьезные убытки, а на прилавках стал стремительно дорожать рис. Только с 30 апреля 2005 года часть функций Росгосхлебинспекции была передана Россельхознадзору, Роспотребнадзору и сюрвейерам (частным компаниям). Частники впервые в нашей истории пришли на рынок контроля качества зерна и хлеба, причем зачастую это - "дочки" западных компаний. Что же, вместо одной структуры нынче на рынке имеются три, а на рынке услуг сертификации зерна и зерновых продуктов аккредитовано более 550 хозяйствующих субъектов. Но нет никого, кто отвечал бы за сквозной контроль качества от семян до хлеба на столе.

    Так ли необходим контроль? Врачам не надо доказывать тот факт, что, поедая хлеб из некачественного зерна, можно серьезно заболеть. Еще сравнительно недавно, до войны, такие болезни выкашивали целые деревни. Расстройство желудка, ангина и даже рак - вот далеко не полный перечень болезней.

    Даже при нынешнем уровне контроля в 2006 году из 3,3 миллиона тонн зерна, поступившего по импорту, выявлено 83 тысячи тонн некачественных и опасных хлебопродуктов. 13 тысяч тонн некачественной рисовой крупы, в том числе с остаточным содержанием ядохимикатов - той самой крупы, которая идет и на изготовление детского питания. Из экспортных 12 миллионов тонн не допущено к отгрузке 2 миллиона тонн. И если любая вывезенная или ввезенная партия зерновых и продуктов переработки пока находится под монопольной защитой ведомственных организаций (ФАС в начале этого года предписал Россельхознадзору устранить монополию, о чем подробнее будет сказано позже), то контроль на внутреннем рынке носит точечный характер. И результаты подобных мини-выборок, которые становятся доступны общественности, просто пугают.

    В целом треть производимой в стране муки - это неучтенный товар, за качеством которого никто не следит. Мини-мельницы, свободные от всякого контроля, дают в год 5 миллионов тонн муки.

    Никто не мониторит и качество зерна нового урожая. Еженедельные сводки в период уборочной, на основании которых раньше делались зерновые балансы, отсутствуют. Доступна только информация по валовому сбору, но какого качества это зерно - неизвестно.

    До сих пор правительство не установило порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Минсельхоз утвердил Временное положение об аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), но оно закончило свое действие 31 декабря 2006 года.

    Наконец, вступило в силу требование ФАС в отношении Россельхознадзора о том, чтобы последний допустил к работе по контролю частные независимые лаборатории. ФАС усмотрел в отказе их регистрации угрозу конкуренции. При этом ФАС не принял во внимание Закон "О государственном надзоре и контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", где функция выдачи сертификата качества на границе является государственной. Если выполнить требование ФАС, возникает угроза проникновения через границу низкокачественных и опасных зерновых грузов, так как особенность международной сюрвейерской деятельности состоит в том, что одна и та же инспекция, как при вывозе, так и при ввозе, осуществляется одной компанией, которая сама к себе претензий не имеет. К сожалению, решений этой проблемы пока не намечается.

    Лидия Блохина

    член Общественной палаты РФ

    Поделиться