Два года назад Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии решило поощрить современное искусство. В 2005 году оно организовало и профинансировало Московскую биеннале, и тогда же на пресс-конференции было объявлено об учреждении совместно с ГЦСИ ежегодного конкурса "Инновация".
Его и провели год спустя, разыграв под финал церемонию-шоу вручения премий в духе очень маленького "Оскара". Что и понятно, размер премий в пяти конкурсных номинациях колеблется от 250 тыс. рублей ("Произведение визуального искусства") до 100 тысяч ("Новая генерация"). Однако и это радует художников, тем более что дороги не столько суммы, сколько внимание. Ведь премия носит титул "национальная", а это повышает ее статус среди всех прочих призов, учрежденных общественными организациями и частными лицами.
Судя по нынешней выставке номинантов, отечественное современное искусство почти полностью перепоручило себя видео. Оно везде: на больших экранах и в телевизорах, составленных в инсталляцию (группа "Гнездо"), оно на мониторах, забранных стальными решетками ("Зоопарк" Якова Каждана) или управляемых с помощью пульта в виде старой печатной машинки "Оптима" (из проекта куратора Антонио Джеуза "Да будет видео!"). Оно закрывает стены или так высоко висит под потолком, что этикетку с экспликацией клеят прямо на пол. Если в зале ГЦСИ и есть какие-либо объекты, то лишь как аксессуары видео. Как, например, будуарная обстановка проекта Вадима Захарова, которая фигурировала на его выставке-перформансе в галерее Stella Art. "Урок в будуаре" представлял собой эксперимент: маститые теоретики, ерзая на диване, пытались растолковать топ-моделям смысл современного искусства. Теперь отчет о встрече учености и гламура представлен в записях на мониторах. Реальную конкуренцию в этой номинации "за лучшее произведение" Захарову (в зачет ему и выставка в ГТГ) может составить лишь один Виктор Пивоваров. Ветеран "московской школы концептуализма" положил на другую чашу весов свою солидную ретроспективу там же в Третьяковке, с которой, видимо, и взяли две картинки. Забавный ремейк фильма "Волга-Волга", в котором Владислав Мамышев (Монро) с помощью компьютерных ухищрений подменил Любовь Орлову, так и остается забавой.
Похоже, искусствоведческая мысль до сих пор в долгу у современного искусства. Предъявить ей в номинации "Теория, критика, искусствознание", кроме подборок газетных рецензий, особо нечего. Что же касается хорошей книги Ирины Алпатовой "Другое искусство", то это запоздалое возвращение старого долга художникам-нонконформистам.
"Новая генерация", как видно, тоже безоглядно полюбила видео. И надо сказать, порой неплохо владеет этой технологией, как, например, манипулирующий толпой на двух экранах Владимир Логутов ("Ожидание", Самара). А бывает, что и с этим не справляется. Тогда молодое поколение "Не в Фокусе". И это название петрозаводской группы точно соответствует изображению на экране.