06.04.2007 02:00
    Поделиться

    Кому достанутся вокзалы и рельсы

    Это один из важнейших моментов преобразований в отрасли. Какие именно ее сектора станут подчиняться рыночным законам, а какие останутся монопольными - решается уже сейчас.

    Тем временем в РЖД уже создана Дирекция железнодорожных вокзалов. И недавно СМИ сообщили, что вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге в следующем году планируют передать управляющим компаниям. Они и займутся развитием вокзального бизнеса.

    Сегодня эксперты "РГ" анализируют перспективы отрасли.

      компетентно

    Юрий Саакян,
    генеральный директор Института проблем естественных монополий:

    - Пока трудно говорить о полноценной конкурентной среде на железнодорожном транспорте - даже в секторе грузовых перевозок, где количество операторов частного подвижного состава превысило 2,5 тысячи в начале 2007 года. Конкуренция здесь, безусловно, существует, но является ли она справедливой и можно ли этот опыт распространить на другие секторы отрасли?

    Во-первых, частные операторы подвижного состава имеют возможность самостоятельно определять вагонную составляющую тарифа в отличие от ОАО РЖД, которое обязано перевозить грузы строго по "расценкам", установленным Федеральной службой по тарифам РФ. Это дает частным компаниям конкурентные преимущества по сравнению с ОАО РЖД, например, частные операторские компании могут предоставлять скидки наиболее крупным клиентам и проводить гибкую тарифную политику. Особо важным является то, что в сегменте высокодоходных грузов (таких, как, к примеру, нефть и нефтепродукты), где маржа перевозчика достаточно велика, частные операторы могут с большей легкостью идти на снижение тарифов для крупнейших грузовладельцев, тем самым привлекая к себе дополнительных клиентов.

    Во-вторых, ОАО РЖД выполняет важные социальные и государственные функции, которые являются для его бюджета дополнительной нагрузкой. Частная же компания действует, исходя из цели максимизации собственной прибыли, что подразумевает участие компании только в тех проектах и присутствие только на тех рынках, которые позволяют получать наибольшие доходы.

    В-третьих, многие частные компании-операторы грузового подвижного состава изначально создавались как дочерние структуры крупных промышленных холдингов по транспортировке собственных грузов. Это обеспечило новым компаниям стабильный спрос со стороны "материнского" холдинга, помогло им встать на ноги на начальном этапе, а в дальнейшем превратиться в серьезных игроков на рынке. Таким образом, в сегменте грузовых железнодорожных перевозок на настоящий момент сложилась ситуация, при которой все компании, функционирующие на рынке, делят доходную часть пропорционально объему оказанных услуг, в то время как расходная часть распределена неравномерно: ОАО РЖД несет на себе непропорционально больше расходов, чем любая частная операторская компания.

    Существуют также сектора железнодорожного транспорта, создание конкурентной среды в которых может даже пошатнуть стабильность функционирования всей отрасли. В качестве одного из таких секторов можно назвать содержание и развитие инфраструктуры.

    Таким образом, создание конкурентной среды на железнодорожном транспорте невозможно без детальной оценки результатов ее внедрения. При этом чрезвычайно важно не только правильно определить сектора, в которых конкурентная среда допустима, но еще и создать правильный механизм ее функционирования, чтобы не допустить повторения ситуации с грузовыми перевозками.

    Геннадий Фадеев,
    помощник председателя Правительства РФ по вопросам транспорта, экс-министр путей сообщения:

    - Вопрос о передаче вокзальных комплексов в Москве и Санкт-Петербурге в руки управляющих компаний инициирован руководством ОАО РЖД, но решение о передаче управления активами может быть принято только Советом директоров компании. Однако этого вопроса в плане его работы на этот год нет.

    Сегодня вокзальные комплексы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других городов-"миллионников" высокодоходны.

    Предлагаемые изменения системы управления вокзалами Москвы и Санкт-Петербурга - это прежде всего вывод их из-под государственного тарифного регулирования. Это с одной стороны. С другой - партнеры ОАО РЖД в этом проекте видят привлекательный бизнес в размещении на вокзалах мини-гостиниц, салонов красоты, бутиков, супермаркетов, ресторанов. Но лично для меня это не бесспорно. Вокзал предназначен прежде всего для пассажира. И если партнеры ОАО РЖД видят на этих вокзалах свободные от пассажиров площади и желают разместить на них свой бизнес, как это сделано на многих вокзалах Европы и Америки,- это другой вопрос. Но причем тут управляющие компании?

    Поделиться