Нелогичное и затрудняющее развитие филантропии налогообложение уже давно было одним из главных предметов недовольства благотворительного сообщества в нашей стране. Представленный вчера заместителем министра экономического развития и торговли Андреем Шароновым законопроект предусматривает сразу несколько нововведений, которые должны снизить налоговые барьеры в сфере благотворительности. Например, планируется освободить от налога на добавленную стоимость некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги. Сейчас эта налоговая льгота касается только бюджетных организаций. К числу операций, не подлежащих обложению НДС, предполагается отнести социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов и "граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации", при условии, что финансируется это обслуживание из бюджетных источников.
- Речь идет о договорах между государством и некоммерческими организациями, - объясняет суть этого новшества директор российских программ Международного центра некоммерческого права Дарья Милославская. - Сейчас налог на добавленную стоимость платится даже с безвозмездно оказываемых услуг. Это нелогично и очень затрудняет деятельность НКО, которые оказываются еще и в убытке.
Новый законопроект, по словам Андрея Шаронова, позволит также "освободить значительную часть НКО от обложения налогом на прибыль". Правда, определение, какие именно НКО получат это освобождение, пока выглядит туманно. Это должны быть организации, "отвечающие устанавливаемым требованиям". Среди этих требований - соответствие деятельности НКО определенному правительством перечню общественно-полезных видов деятельности (по словам экспертов, перечня пока нет) и соблюдение ограничений на занятие предпринимательством. Шаронов объясняет эти положения необходимостью отделить настоящие НКО от замаскированных коммерческих предприятий, которые пожелают таким образом уйти от налогов.
Должны снизиться налоговые барьеры и для граждан, получающих благотворительную помощь. Предполагается исключить из базы подоходного налога величину материальной выгоды, полученной инвалидами или детьми-сиротами в виде оплаченных некоммерческими организациями путевок, лечения и ряда аналогичных услуг.
- Требование об уплате этого налога сейчас в основном не соблюдается, - говорит Дарья Милославская. - Потому что соблюсти его сложно. Например, опекуном сирот из детского дома является его директор, и он должен платить налоги за своих подопечных, но вряд ли он может это сделать. Но чтобы ни у кого не было ощущения нарушения закона, эту норму решено изменить.
Эксперты Общественной палаты предложили еще больше расширить возможности благотворителей. Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Сергей Абакумов рассказал, что по действующему законодательству, если благотворительный фонд хочет, скажем, отремонтировать детский дом или дом престарелых, он должен перечислить деньги на счет этого учреждения. Но само учреждение может потратить деньги не на ремонт, а на что-нибудь другое, а дети или старики так и будут жить с ободранными стенами. Этого можно было бы избежать, если бы благотворители напрямую платили деньги тем, кто будет выполнять работы. Однако сейчас такая оплата не считается пожертвованием и облагается налогами.
Завершить разработку законопроекта и представить его в правительство минэкономразвития планирует в августе.