На что родителям обращать внимание в казарме

 

Эта сторона солдатского бытия для мам-пап, бабушек-дедушек всегда оставалась тайной за семью печатями. С нынешнего года все изменилось. Экс-министр обороны Сергей Иванов незадолго до своего повышения распахнул перед родителями гарнизонные ворота. Более того, он обязал военное командование дать возможность родителям каждого военнослужащего ознакомиться с условиями прохождения им службы. Таким образом появилась возможность реального гражданского контроля над армией. Родителям необходимо знать, что положено их сыну в быту, какие требования предъявлять командиру, чтобы тот устроил жизнь призывника по всем правилам. Давайте пройдемся с уставом в руках по казарме и отметим, на что обращать особое внимание.

Вход разрешен даже бабушке

Теперь солдатские мамы и папы (а в отдельных случаях даже бабушки) получили официальное право проверять, как их парня кормят, во что одевают, где укладывают спать и что заставляют делать на службе. Всякие разговоры офицеров о военной тайне теперь можно игнорировать, во всяком случае, когда речь заходит о небольшой экскурсии по казарме.

Вопреки бытующему мнению, что солдатский кубрик чем-то напоминает тюремную камеру, ничего общего у них нет. Скорее уж казарма - армейский вариант коммунальной квартиры. С той лишь разницей, что помещением общего пользования здесь является, к примеру, не только туалет, но и жилая комната.

Условия обитания солдат строго регламентированы Уставом внутренней службы, причем каждая его статья много раз проверена и перепроверена с точки зрения строительных, санитарных, медицинских, противопожарных и иных норм. Что не исключает сопутствующих любой общаге неудобств вроде утренней очереди к умывальнику или храпа на соседней койке.

Спальное помещение - святая святых любой казармы. Как опытная хозяйка в доме, так и хороший старшина заботится о порядке и чистоте в общей солдатской спальне. Уют не обязателен, но приветствуется. Главное же правило армейского общежития кроется в единообразии. Отсюда выровненные, в прямом смысле слова, по нитке спинки кроватей, табуреты и прикроватные тумбочки. Солдата в армии учат не только знать свое место в бою. Свое строго определенное место в казарме имеют даже его шинель и тапочки. Разбросает их ваш сын где попало, в лучшем случае нарвется на замечание командира, в худшем - загремит в наряд вне очереди. То есть как раз и займется выравниванием табуретов и кроватей в промежутках между мытьем полов и чисткой туалета.

Советуем родителям заглянуть под подушку. Раз в неделю - в банный день - постельное белье солдатам должны менять. Возможно, у вас появится новый повод поговорить с командиром на повышенных тонах.

В армии, конечно, учат многому. Но предпочтительно, чтобы будущий солдат мог держать в руках иголку, умел пользоваться утюгом и знал, что стиральная машина чистые носки не производит. В казарме нянек нет, потому в бытовке, сушилке и умывальнике каждому бойцу приходится справляться со своими проблемами самостоятельно. Необходимым минимумом - вроде черных и синих ниток, иголки, утюга и мыла - обеспечивают каждого. Время что-то пришить, заштопать, погладить и постирать обязательно предусмотрено в распорядке дня.

Телевизор под замком - это нормально

Самое заветное место в казарме - комната для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих. В просторечье это - каптерка. Заветная она потому, что раз в неделю, если повезет, каптерщик выдаст солдату парадную форму для увольнения, а к ней - немудреный личный скарб.

Вообще-то в казарме разрешают держать минимум гражданских вещей. Фотоаппараты, мобильные телефоны, магнитофоны и приемники солдатам не запрещают. Но они не приветствуются.

Казарменные привилегии на самом деле пытаются распределить поровну. Например, для каждого отделения назначают свое время позаниматься в спортивном уголке. Еще проще с просмотром телевизора. Вечерние "Новости" в казарме смотрят ежедневно, но под присмотром командиров. В выходной телевизор не выключают до позднего вечера. А чтобы голубой экран не соблазнял солдат в будни, его, как правило, закрывают на ключ. Потому не удивляйтесь, если на ящике с ТВ вы увидите замок.

Смерть обиженного попугая

В не столь далекие времена ремонт кубриков делали в основном так называемым хап-способом. То есть в солдатском доме присутствовало то, что удавалось добыть на стороне.

Бойцы нередко вкалывали на гражданских заводах в обмен на дефицитные стройматериалы. Иногда в казарму попадали вовсе уж экзотические вещи вроде стеклянных ваз ручной работы. В одном летном полку корреспондент "РГ" видел во всех помещениях весьма приличную мебель явно не армейского образца. Оказалось, за нее пилоты расплачивались "ликером шасси" - авиационным спиртом.

Посылать солдат зарабатывать на стороне сегодня командиры, как правило, не рискуют - за это можно вылететь из армии, а то и угодить за решетку. Наводить уют в казарме теперь помогают спонсоры. Добрые люди в России не перевелись, потому в армии хватает казарм со стеклопакетами и сайдингом вместо ободранных стен. Московские власти сделали на городском сборном пункте такой евроремонт, что призывники бродят по зданию на Угрешской как по музею. Правда, желающих послужить Родине от этого в столице пока не прибавилось.

На худой конец чуть-чуть одомашнить казарму можно с помощью аквариума или птицы в клетке. Держать их в помещениях устав не запрещает, и потому живые уголки в солдатских домах встречаются довольно часто. Скажем, так называемый комендантский полк, знакомый россиянам по роте почетного караула, всегда обитал в окружении экзотической живности. Правда, из соображений гигиены в казармы мурзиков и шариков не пускают.

А с попугаями в армии нередко случаются казусные истории. В одной роте командир обожал попку, которого солдаты за прожорливость окрестили Дятлом. Особенно попугай был охоч до тыквенных семечек, и их шелуха разлеталась по всей комнате. Аппетит у пташки разыгрывался аккурат перед приходом в роту штабного проверяющего. Дневальный, понятное дело, всякий раз получал от офицера втык за грязь. Кончилось тем, что солдаты выдрали у попки из хвоста все перья, и он то ли от уязвленного мужского самолюбия, то ли от обиды помер.

А что в тумбочке?

Хотя места там хватает на уйму полезных мелочей, перечень разрешенного имущества в уставе умещается в три строки. В прикроватной тумбочке солдату можно хранить туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, щетки для чистки одежды и обуви, а также книги, фотоальбомы, тетради, ручки и карандаши и конверты.

 конкретно

В армии у каждого одни ботинки для службы, другие - для увольнения. Фото: Евгения СмолянскаяСанитарные нормы в казарме

На каждого солдата в спальном помещении должно приходиться не менее 12 кубометров воздуха.

Кровати расставляют в один или два яруса так, чтобы они были не ближе полуметра от наружных стен.

Постель солдата - это одеяло, простыни, подушка с наволочкой, матрац и подстилка.

В казарме оборудуется душевая из расчета 1 кран на 15-20 человек, умывальники - один кран на 5-7 человек и не менее двух ножных ванн с проточной водой.

Туалеты оборудуются из расчета: одна закрывающаяся кабина на 10-12 человек.

Зимой в жилых помещениях должны поддерживать температуру не ниже 18 градусов тепла, а в медицинских помещениях - не ниже 20 градусов.

 конкретно

Когда рядовой может пожаловаться министру

В классической армейской казарме должны быть:

  • спальное помещение,
  • комната досуга,
  • канцелярия,
  • комната для хранения оружия,
  • место или помещение для его чистки,
  • спортивный уголок с тренажерами или на худой конец с обыкновенными гирями,
  • бытовка или кладовая, чаще именуемая в армии каптеркой,
  • комната для курения и чистки обуви,
  • умывальники и туалеты,
  • сушилка для солдатской одежды и обуви.

Располагаться они могут в разной последовательности, в различных уголках здания. Но если нет хотя бы одного из этих элементов, можете смело жаловаться хоть министру обороны, хоть Генпрокурору. Крупные неприятности командиру в любом случае гарантированы.

 адреса власти
  • Минобороны (общественный совет) (495) 681-8129.
  • Главная военная прокуратура (495) 247-54-67, (495) 247-50-47
  • Межрегиональная организация помощи военнослужащим "Солдатские матери" (495) 624-4983 (вторник-пятница, с 13 до 17). для писем: 105175, Москва, ул. Мясницкая, 37, приемная министра обороны РФ. 119021, Москва, пер. Хользунова, 14, Главная военная прокуратура.