06.04.2007 01:00
    Поделиться

    На площади Тверской заставы обещают тротуары с подогревом

    В советские годы площадь превратилась в конгломерат разностильных зданий, не складывавшихся в единый архитектурный ансамбль. Постсоветские годы добавили к репутации Тверской заставы еще один неприятный штрих - здесь всегда пробки. В будни каждый час по площади проезжают, вернее, проползают 16 тысяч машин.

    И вот началась реконструкция. Архитекторы обещают, что обновленная Тверская застава вновь получит единство планировочного замысла, а инженеры-транспортники - что угроза автомобильного коллапса будет ликвидирована. Завершением идиллии было бы возвращение площади снесенных в 1936 году Триумфальных ворот, если бы их не восстановили уже в 1968 году на Кутузовском.

    По Генплану 1935 года площадь Белорусского вокзала была нанизана на трассу новой трансгородской магистрали "Северный луч - завод имени Сталина". Ради транспортных нужд были разобраны несколько кварталов и Триумфальная арка. Взамен был построен огромный жилой дом на углу улиц Горького и Лесной. В результате - цитируем архитектора Елену Никулину - "сейчас площадь Тверской заставы являет собой место "городского разлома", где столкнулись несколько композиционных структур, фрагменты разных исторических эпох".

    Реконструкция площади обещает вернуть ей некую цельность замысла.

    Площадь Тверской заставы в начале ХХ века. Никаких пробокИнвесторы проекта привлекли к участию в нем проектную фирму из Израиля. Согласно ее концепции, пространство под площадью Тверской заставы будет иметь два торговых этажа с многозальным кинотеатром, а на 3-5 подземных этажах разместится паркинг вместимостью 1400 машиномест. В итоге подземный комплекс почти вдвое превысит площадь подземелья на Манежной площади. Власти обещают, что памятник Горькому после реконструкции вновь займет свое место на площади.

    В журнале "Архитектурный вестник" опубликован комментарий архитектора Александра Асадова, работавшего над проектом совместно с израильтянами. По его словам, первый яркий проект реконструкции был выполнен архитектором Меерсоном в начале 1990-х годов. Это так называемая "Белая башня" - высотный акцент на участке, прилегающем к Тверской улице. Затем одна французская фирма предложила вариант треугольного офисного здания, позволяющий новой застройке отступить от угла площади и 1-й Тверской-Ямской, сохранив там историческую застройку. Высотный акцент постепенно сместился от Тверской сначала к 1-й Брестской, затем ко 2-й Брестской улице. В итоге высотку решили поставить у кольцевой станции метро, где она все равно будет видна издалека, но не станет отбрасывать тени на вокзал.

    Увы, старинный дом между 1-й и 2-й Брестскими улицами все же предполагается снести - на его месте начнется строительство нового здания.

    На площади Белорусского вокзала пробьют тоннель, что позволит наверху обойтись без светофоров. Автостоянки с площади уберут под землю. А затем дойдет очередь и до перекрытия железной дороги, соединяющей Белорусский и Савеловский вокзалы, со строительством над ними новых гостиниц, офисов и магазинов. И пусть горнолыжникам над Тверской заставой не полетать. Не взлетим - так погреемся. На одном из совещаний у Юрия Лужкова решено было большую часть пешеходных покрытий на реконструированной площади сделать, как принято в Европе, с подогревом, чтобы пешеходы зимой не мерзли, да и снег не нужно было бы без конца чистить.

       досье "РГ"

    Мы это уже где-то читали

    "В 1936 г. Триумфальные ворота были снесены, так как мешали уличному движению. По Генплану реконструкции Москвы площадь Белорусского вокзала намечено расширить больше чем вдвое за счет сноса двух кварталов: между Лесной улицей и Бутырским Валом, а также между нынешней площадью и Брестским переулком. Здание вокзала будет надстроено и продолжено почти до 2-го Брестского переулка".

    (Из путеводителя "Осмотр Москвы". 1940 г.).

    Первоначально Генплан Москвы 1935 года предусматривал восстановление Триумфальных ворот у Тверской заставы после реконструкции площади, но затем от этого отказались.

       коллизии

    Лужков не пустил лыжников на Белорусский

    Площадь Тверской затсавы - по замыслу израильских архитекторов. Макет.»Грандиозных планов реконструкции площади было море. Самый экстравагантный предполагал сооружение между Савеловским и Белорусским вокзалами, над перекрытыми железнодорожными путями вдоль Бутырского Вала, искусственного горнолыжного склона, трассу которого намеревались проложить по крышам новых офисных зданий. Любители модного политического спорта наших дней могли бы не ездить в Красную Поляну или на станцию "Турист", а летать неподалеку от мест своей бурной трудовой деятельности - в специальной прозрачной трубе длиной 45 и высотой 14 метров, с подачей озонированного воздуха.

    Эту плодотворную дебютную идею обсуждал даже Общественный градостроительный совет при мэре Москвы. Вице-мэр Иосиф Орджоникидзе поддержал было горнолыжно-градостроительное предложение, но Юрий Лужков не разделил энтузиазма:

    - Вот-вот! Туристы, извините за выражение, прямо на заднице по лыжному склону через центр города смогут спуститься на вокзал!

    После этого на горнолыжном завершении новых зданий не настаивал даже руководитель проекта архитектор Михаил Посохин, и мэр столицы завершил обсуждение:

    - Склон здесь ни к селу ни к городу. Он не нужен! Сколько бы мы там ни оригинальничали, любое решение должно быть со смыслом.

    Поделиться