Владивостокские депутаты отберут у мэра хозйственные функции

Депутаты городской думы предлагают разделить в уставе краевого центра понятия "глава города" и "глава администрации". Сделать это, по его мнению, позволяет ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Оказалось, в думе города есть убежденные сторонники идеи назначения, а не избрания главы администрации. По логике предлагаемой идеи, каждая из трех ветвей власти в нашей стране - представительная, исполнительная и судебная - выполняет свои функции, каждая отлична от другой по тем задачам, которые решает. Но в таком случае и порядок наделения их полномочиями тоже должен быть разным! Власть представительная избирается самим населением. А исполнительная, призванная не представлять, а именно исполнять и нести ответственность за исполнение должна только назначаться, иначе попросту теряется эффективность управления.

- С принятием предложенного решения, во-первых, по-настоящему будут реализованы две основные тенденции городского менеджмента и разведены две ветви городской власти: исполнительно­распорядительная станет назначаемой, а избираться будет только представительно­нормотворческая, - говорит депутат Валерий Королюк. - Каждый мэр (глава города) сможет таким образом вполне удовлетворить свою тягу к публичным выступлениям и судьбоносным обещаниям (благодаря которым его и избирает население "на мэрство"), а сити-менеджер (глава администрации) станет заниматься исключительно городским хозяйством, реализуя свои управленческие навыки и таланты (за которые его и назначат после конкурсного отбора на эту должность).

Предполагается, что если первый из них не выполнит обещанное, - его не переизберут через установленное время на следующий срок, а если второй не справится с исполнением и начнет заваливать городское хозяйство - его можно будет немедленно заменить на другого, более способного и опытного (без дополнительной нагрузки на городской бюджет в виде внезапных перевыборов).

   МНЕНИЯ

Петр Ханас,

политолог:

- Я принципиально против введения такой системы в городе, который вытаскивает на своих плечах весь край.

Первые сити-менеджеры появились в начале прошлого века в США в городах с малым количеством населения. Функционально сити-менеджеры следят за выполнением бюджета, принятого думой. Теоретически все вроде бы красиво. Но в условиях российской практики выходит полный политический беспредел. В Приморском крае такая система себя не оправдала. В Большом Камне, например, с большим удовольствием от нее ушли. Помучались почти три года и опять поменяли устав.

В других российских городах, где существует эта система (Кургане, Калуге, Омске, Пензе, Перми) проблем с дорогами, водоснабжением и социальной сферой не меньше, а значительно больше.
Заметьте, дума выбирает и назначает менеджера, который потом следит за бюджетом, разработанным не исполнительным органом. Дума города Владивостока на сегодняшний день - самый политизированный орган власти. Политические партии слабы, легко управляются внешними силами и не имеют постоянной практики функционирования. В таких условиях сити-менеджеры будут меняться каждые полгода, а выбираемый глава городского округа будет наращивать политический капитал за счет своих же ошибок, сваливая ситуацию в городе на назначенного управленца. Кстати, по данным наших опросов во Владивостоке, только 3 процента населения поддерживают такую систему организации власти.

Только всенародно избираемый мэр, ориентированный на мнение населения, будет стремиться улучшить жизнь в городе, не обращая внимания на политический популизм представительного органа местной власти.

Да и дума города Владивостока не выполняет законодательных функций, это орган, контролирующий исполнительную власть и решающий социально­экономические проблемы.

Андрей Кудисов,

политолог:

- Предлагаемая идея имеет и свои плюсы и многочисленные минусы, возникающие в практике реализации ФЗ № 131, и о которых почему¬то не сказано ни слова. Пример. В ЗАТО Большой Камень эта идея была реализована на практике еще два года назад. В итоге ничего хорошего из этого не вышло - все свелось к классическому конфликту ветвей власти, заложниками которого стали горожане. Оказалось, что нанятого по контракту сити-менеджера не так­то просто и уволить. Судя по всему, опыт своих большекаменских коллег владивостокские депутаты не изучали. Либо, что гораздо хуже, изучали и не сделали никаких выводов. Кроме того, предлагаемая схема организации муниципальной власти достаточно сложна и ведет к многочисленным внутренним конфликтам интересов. Это разрушает власть. И есть одно простое правило: чем сложнее система, тем она ненадежнее, чем проще - тем надежнее. Поэтому, думается, не стоит изобретать велосипед. Достаточно реализовать в полной мере нормы действующего избирательного законодательства, особенно в части ответственности за его нарушение. То же самое касается и закона о местном самоуправлении и норм об отзыве выборных должностных лиц и депутатов. Нужно уйти от известного принципа, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. И все встанет на свои места.

Кстати

Читатели "РГ-Недели" могут высказать свои идеи по поводу назначения мэра депутату Валерию Королюку по телефону (4232) 43-28-07 или в адрес постоянной комиссии по местному самоуправлению, правопорядку и законности по телефону (4232) 43-23-47.