Одновременно рассматривались семь заявлений бывших военных. История каждого из них вполне типична для многих отставников.
Так, отставник Александр Нехорошко сейчас работает на Ленинградской АЭС за 10 000 рублей. В семье у него четверо человек. Как следовало из жалобы Нехорошко, "стоимость государственных жилищных сертификатов значительно ниже реальной стоимости жилья", и ежемесячной компенсации на наем временного жилья не хватает. Такая ситуация полностью исключает возможность накопления средств для приобретения квартиры. Более того, после принятия 122 закона Нехорошко оказался практически лишен прав, которыми раньше обеспечивался в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих": он оказался среди тех граждан, которые не успели встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях.
У Валерия Казанцева из Ростова-на-Дону другая история. Он был поставлен на льготную очередь на получение жилья 14 октября 1992 года и, как указывает он в своем заявлении, "до настоящего времени жильем не обеспечен". Казанцев был вынужден отказаться от участия в программе жилищных сертификатов, поскольку "стоимость сертификата не позволяет мне приобрести в г. Ростов-на-Дону по сертификату жилье по социальным и санитарным нормам и является в 2-3 раза ниже среднерыночной стоимости жилья в г. Ростов-на-Дону". Как и Нехорошко, прослуживший 15 лет на атомных подводных крейсерах, Казанцев в итоге после принятия 122 закона оказался лишен права на получение жилья, так как уволен с военной службы до 1 января 2005 года.
В оглашенном вчера постановлении КС отмечается, что законодательные нормы, которые поставили в неравные условия военнослужащих, уволенных в запас до 1 января 2005 года и после этой даты, не имеют конституционного обоснования. Те, кто ушел со службы до вступления в силу нового закона, утратили право на получение жилья, сохранив лишь право на получение государственных жилищных сертификатов. Между тем военные, вышедшие в отставку после 1 января 2005 г., могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи жилищных сертификатов, либо в иных формах. Так, федеральные органы исполнительной власти могут, в частности, приобретать для них жилье за счет средств федерального бюджета.
Такая законодательная "несправедливость" противоречит Конституции, которая гарантирует равенство прав и свобод. Военная служба, говорится в постановлении, представляет собой особый вид государственной службы, и этим определяется "особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним" и разделение их на разные категории неправомерно.
Вчера же КС приступил к проверке одного из положений Трудового кодекса. "Подозрительная" норма квалифицирует полученные на производстве травмы, в том числе и "несовместимые с жизнью" как "несвязанные с производством", если пострадавший совершил поступок, содержащий, по заключению правоохранительных органов, признаки уголовно-наказуемого деяния.
Процесс начат в связи с запросом судьи Ухтинского горсуда (Республика Коми) Веры Пантелеевой, у которой в производстве находятся два очень похожих дела. В обоих случаях истцы требуют возмещения вреда по потере кормильца. Муж одной из истиц, Марины Серединой, работал водителем и погиб в ДТП. Аналогичная ситуация сложилась и в семье Сергеевых. Фонд социального страхования выплачивать компенсации отказывается, поскольку в обоих авариях, в которых погибли и пассажиры, правоохранительные органы считают виновными именно водителей. Пантелеева считает, что ДТП произошли по неосторожности, а значит, застрахованные лица, погибшие при исполнении трудовых обязанностей, и их родственники имеют право на страховые выплаты. В своей речи Пантелеева напомнила, что виновность в совершении преступления устанавливается только на основании приговора суда. Однако оба дела были прекращены в связи с гибелью подозреваемых.
Представитель Госдумы в КС Елена Мизулина полагает, что у суда "были и есть возможности решить конкретные дела в рамках гражданского судопроизводства" и для этого не требуется признавать норму ТК неконституционной. "Положение Трудового кодекса соответствует Конституции", - подчеркнула она. За сохранение нормы высказался и полномочный представитель президента в КС Михаил Кротов.
Решение по этому делу будет вынесено через несколько недель.