Валерий Гергиев: Пасхальный фестиваль это и есть дитя перемен в России - к лучшему

Уже шестой год подряд Светлое Христово Воскресение отмечается в России не только в церквях, но и в концертных залах. По традиции музыкальная Пасха стартует в воскресенье в Москве, в Большом зале консерватории праздничным концертом Валерия Гергиева и симфонического оркестра Мариинского театра. А в понедельник фестиваль расползается уже по регионам России и в нынешнем году охватит 22 города, включая Владикавказ, Нальчик, Муром, Уфу.

 

Сам маэстро проедется с оркестром на поезде по четырем российским городам: Нижний Новгород, Ульяновск, Самара, Уфа. И в каждом из них даст по два концерта с разными программами. Стрежнем же нынешней гергиевской афиши станет приношение маэстро великому русскому композитору Игорю Стравинскому: петербугскому гению в этом году исполнилось бы 125 лет. Гергиев на открытии фестиваля в Большом зале консерватории исполнит его музыку к балету "Петрушка" и 23 апреля представит в Москве раритетную программу из произведений юбиляра: кантату "Звездоликий" и оперу "Царь Эдип". Среди спецпроектов фестиваля - гастроли мариинской труппы на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: со 2 по 8 мая труппа покажет балеты "Лебединое озеро", "Форсайт в Мариинском", "Драгоценности" и новую оперную постановку "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. Однако Пасха от Гергиева не превратится в бенефис маэстро и его театра, а будет включать сто концертов ведущих коллективов и музыкантов из России, Украины, Армении, Грузии, Сербии, Осетии, Греции. Хоры и церковные звоны, благотворительные концерты продлятся целых тридцать дней и завершатся 9 мая патриотическим концертом маэстро на Поклонной горе и его же концертом из музыки Стравинского в Большом зале консерватории. Накануне открытия Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев дал интервью для "Российской газеты".

Российская газета | Вы всегда подчеркиваете, что Пасхальный фестиваль имеет особое значение для вас. Вероятно, потому, что это единственный ваш проект, связанный с выступлениями в городах России?

Валерий Гергиев | У меня есть еще один крупный российский проект - петербургский фестиваль "Белые ночи", но я изначально не планировал вывозить его в другие города. Зато наши Пасхальные музыкальные празднества охватывают множество российских регионов. Мне хотелось бы самому выступать во всех городах, но это нереально: я простой смертный и не хочу искушать судьбу. Как правило, во время фестиваля мы с оркестром посещаем четыре-пять регионов, и эти поездки стоят очень серьезных усилий и подготовки. Главное же, что на концертах мы видим счастливые лица людей и стараемся создавать им эту высокую эмоциональную ноту. Пасхальные концерты - это прежде в сего праздник, они должны запоминаться и пробуждать желание у руководства регионов приглашать в свои города известных музыкантов. И здесь необходимо понимать, как это важно для будущего российской культуры.

РГ | Какие впечатления остаются у вас от поездок по регионам и устанавливаются ли с городами творческие контакты?

Гергиев | Мы, например, стараемся не пропускать Ханты-Мансийск: каждый сезон делаем там проект. Но в этом году строительство нового концертного зала отняло буквально все мои временные ресурсы, и я не мог больше ни о чем думать. Сейчас, когда этот великолепный зал готов, мы планируем предоставлять его для выступлений наиболее интересных исполнителей из регионов. Кроме того, у нас есть план разработать образовательную программу и дать возможность участвовать в ней не только вузам Питера и Москвы, но и серьезным учебным заведениям провинции: Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Иркутска, Новгорода, Самары. Список может быть огромный, а мы готовы прикладывать все усилия. Но, безусловно, эти усилия не могут быть только моими.

РГ | У вас нет идеи проехать с гастролями по России?

Гергиев | Десять лет назад я обратился к Борису Ельцину, чтобы государство помогло нам организовать первый в истории Мариинского театра гастрольный тур по Волге. Но это был 1998 год, случился кризис, а меценатов, которые по собственному желанию, а не по президентской указке вкладывали бы деньги в проекты искусства, еще не было. Сейчас наступили другие времена. Для нас важно приезжать в регионы, потому что та высокая эмоция, которая ждет нас в регионах, это то, что необходимо нам всем. И я никогда не сталкиваюсь в провинции с пренебрежительным отношением к коллективу Мариинского театра, поэтому такие поездки для нас - тоже праздник. Представьте, что Мариинский театр 224 года работал в Петербурге, объездил с гастролями Европу, Америку, Австралюю, Японию, но сегодня оказаться в Новосибирске или в Хабаровске нам также интересно, как и посетить Нью-Йорк. Хотя всем, конечно, ясно, что в

Нью-Йорке необходимо бывать, потому что театру нужна мировая пресса и потому что табели о рангах пока пишут, к сожалению, не в Москве и не в Новосибирске. Это, собственно, и есть причина, по которой многие выдающиеся музыканты, считающие себя представителями русской исполнительской школы, добывают себе имена за рубежом.

РГ | Но быстрых мер ведь не принять?

Гергиев | Мы должны принимать энергичные меры: обращаться к правительству, использовать общественное мнение, добиваться ответственной реакции, чтобы вернуть лидирующие позиции в культуре. И не надо заблуждаться, что у нас все еще лучшие консерватории и лучшие педагоги в мире. Это давно не так. Даже крупнейшие театры страны - Большой и Мариинка не имеют возможности организовать свою жизнь так, как организовывают ее американские или европейские театры. У нас даже нет уверенности в бюджетах: конечно, они уже не такие мизерные, как раньше, но до сих пор несопоставимы с мировыми.

РГ | Вы гордились, что смогли построить новый концертный зал за счет спонсорских вложений.

Гергиев | Это не так. Сам концертный зал построен за спонсорские деньги, но все, что находится вокруг этого зала, включая коммуникации, газ, воду, электричество, сделано за счет государства. И это - немалые средства. Наш Пасхальный фестиваль тоже ведь есть результат усилий многих людей - от президента до лидеров регионов и отраслей. Пасхальный фестиваль должен быть особенно щедрым, потому что это праздник для всех. Не случайно в его программе 80 % концертов бесплатные. Такого масштаба праздник дает всем уверенность, что сегодня в стране наступило благоприятное время - не только перемен, но и, наконец-то, их результатов. Собственно, Пасхальный фестиваль это и есть дитя перемен в России - к лучшему.