У командира Федора Юрчихина и бортинженера Олега Котова она продлится ровно 189 суток. Американский турист Чарльз Симони вернется на Землю в будущую пятницу вместе с нынешними обитателями станции Михаилом Тюриным и Майклом Лопесом-Алегриа. Оба Миши уже готовят на станции торжественную встречу и праздничный ужин. Как нам по секрету сказали в РКК "Энергия", стандартное космическое меню по такому случаю разнообразят любимые блюда Симони. Французскую кухню "Пульсары" - такой позывной присвоили новому экипажу - везут на МКС. Правда, в некоторые добавлено красное вино, но доктора закрыли глаза на маленькое отступление от сухого закона. Волноваться в любом случае не стоит, ведь за самочувствием обоих экипажей вплоть до минуты расставания будет следить военврач полковник Олег Котов.
Этот космонавт уже вошел в историю, став сотым российским небожителем. Почему именно он, а не Федор Юрчихин, объясняется просто: порядковый номер присваивают сначала командиру корабля, затем бортинженеру. В начатом еще Юрием Гагариным списке Юрчихин оказался девяносто девятым, а Котов - соответственно, сотым. Будь Симони нашим соотечественником, он бы там проходил под номером 101.
Впрочем, за нумерацию ордена не дают и на отношения космонавтов она ничуть не влияет. Думать о таких пустяках космонавтам просто некогда. В ближайшие полгода для Юрчихина и Котова часы спрессуются в минуты.
Дело в том, что ни один член экипажа не имеет опыта длительной орбитальной работы. А космонавтам надо подготовить станцию к стыковке с первым европейским грузовым кораблем, несколько раз выйти в открытый космос, встретить российские грузовики "Прогрессы" и американские шаттлы, сделать гору других дел. Своя программа есть даже у Чарльза Симони. В течение 12 дней он по заказу НАСА и Европейского космического агентства проведет несколько экспериментов. В частности, изучит, как влияет на живой организм радиация. А еще займется видео- и фотосъемкой Земли. Накануне старта младший брат Чарльза Томаш признался корреспонденту "РГ", что сбывается, наверное, самая большая мечта Симони. Оказывается, Чарльз, которому сейчас пятьдесят восемь, в 13 лет победил на конкурсе юных космонавтов на своей исторической родине, в Венгрии. Призом стала путевка в международный пионерский лагерь "Артек", где мальчишка увидел и услышал Павла Поповича - одного из первых советских космонавтов. Собственный путь к звездам у Симони лежал через любительские полеты на многомоторных самолетах. Наверное, далеко не всякий орбитальный турист готов, кроме своих миллионов, похвастаться удостоверением пилота реактивных самолетов и вертолетов и 20 тысячами часов налета. В США, куда Симони перебрался в 1968 году, для него стало гостеприимным не только небо. Он был у истоков создания всемирно известной компании Microsoft, а ее основатель Билл Гейтс даже собирался прилететь на Байконур, чтобы проводить давнего приятеля и коллегу в космос.
Чтобы эти полгода экспедиции быть ближе к семьям, космонавты взяли на орбиту кассеты с домашним видео и фотоальбомы. Симони прихватил еще и паспорт, куда хочет поставить штамп МКС, а также сборник басен Крылова на русском языке. За несколько часов до старта экипаж напутствовали первый вице-премьер Сергей Иванов и глава Роскосмоса Анатолий Перминов, и американец прочитал им кусочек из басни "Лисица и лев".
На Байконур Иванов прилетел с Дальнего Востока, специально сделав крюк в несколько тысяч километров. Он сопровождал "Пульсаров" на всем пути от гостиницы к гагаринскому старту. После того как "Союз" ушел к небо, первый вице-премьер прокомментировал возможность полетов в космос российских туристов:
- Я думаю, что это случится достаточно скоро. Если наша экономика будет развиваться такими же темпами, как сейчас, это событие не за горами. Российские военные программы на Байконуре практически завершены, и сейчас командование в первую очередь заботит перевод и расселение офицеров и прапорщиков космодрома. По словам Иванова, им уже дали 300 квартир в городах Центральной России, а в конце прошлого года решено дополнительно выделить на эти цели 3,3 миллиарда рублей.