Теоретически кресло градоначальника - хорошая ступень для головокружительной карьеры. Но жизнь так устроена, что далеко не каждый мэр взлетает высоко после отставки. Ведь пока человек находится в высоком кресле, у него множество друзей, и все обещают помощь если что, и клянутся, что не забудут. Однако на практике многие забывают бывшего благодетеля уже через минуту после того, как тот расстался с полномочиями. Так что трудоустройство уходящих становится делом самих уходящих.
Конечно, бывший мэр вряд ли пойдет просить милостыню, жалобно добавляя: "Господа, я не ел три дня". Но в Архангельской области все же решили облегчить трудовую участь градоначальников. Местные депутаты приняли закон "О статусе главы муниципального образования в Архангельской области", в котором закрепили за главой муниципального образования право на прежнюю должность, которую он занимал до избрания мэром. А если вопреки запрету место кто-то все-таки займет, то экс-мэру должны предоставить равноценную должность. С его согласия, между прочим.
Но областной суд отменил это положение и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ оставила такое решение в силе. Никаких запасных аэродромов, решил суд, градоначальникам не положено. По крайней мере - официально.
Конечно, в частном порядке градоначальник может с кем-то договориться. Но соблюдать или нет устный договор будет делом совести каждого работодателя. Так что здесь никаких гарантий. По закону никто не может обязать работодателя держать должность для нужного человека. Точно так же нельзя увольнять "ненужного", чтобы освободить место для кого-то. Поэтому, перефразируя известную поговорку, можно сказать, что семеро работателей одного не ждут. Экс-мэров это касается в первую очередь.
- Признавая данное положение противоречащим федеральному законодательству, суд исходил из того, что, устанавливая гарантии предоставления главам муниципальных образований прежней работы (должности), законодатель субъекта Российской Федерации фактически возложил на работодателей не предусмотренную федеральными законами обязанность по заключению помимо их воли новых трудовых договоров, - объяснили в Верховном суде. - Также работодатели были обязаны расторгать трудовые договоры с лицами, принятыми на эти должности в период осуществления главой муниципального образования своих полномочий.
Принято считать, что не место красит человека, а совсем наоборот. Поэтому по закону нельзя устанавливать никаких преимуществ при заключении трудового договора, например бывшим мэрам проход к кассе вне очереди. Ничего подобного. Смотреть надо только на деловые качества человека и гражданина, будь он хоть трижды мэр.
- По смыслу статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации, - говорят в Верховном суде, - гарантии главам муниципальных образований, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, могут быть установлены законами, регулирующими статус и порядок их деятельности, только на период выполнения ими полномочий. А не по окончании срока полномочий.