Поводом для возобновления в Совете Федерации разговоров о "неправильном дележе природной ренты" стало обнародование аналитического доклада Счетной палаты о состоянии дел в отечественной добывающей отрасли. Доклад под названием "О нормативно-правовом регулировании проведения предаукционной оценки месторождений и итогов проведения аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр" обсуждался вчера на заседании Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой. Судя по данным, приведенным в документе, важнейшая для нашей экономики отрасль существует вне рамок четких и единых для всех компаний правил работы.
Докладчик - аудитор СП Михаил Одинцов рассказал, что минприроды не утверждает ни одну из методик "по геолого-экономической и стоимостной оценке месторождений полезных ископаемых и участков недр". В результате фирмы и компании, занимающиеся с разрешения Федерального агентства по недропользованию оценкой стоимости новых месторождений, применяют собственные методики. Чьими интересами при этом руководствуются данные фирмы - часто остается загадкой.
По словам Одинцова, нет ничего удивительного в том, что "участки недр с одинаковыми запасами и расположенные в одном регионе, нередко выставляются на аукционы с различными стартовыми платежами". Одинцов привел пример того, какой может быть разница при продаже месторождений. Крупнейшее в России угольное месторождение "Эльгинское" (Якутия) с запасами угля в 2,7 млрд. тонн было несколько лет назад продано на аукционе менее чем за 1,5 млн. долларов, а небольшой участок угольных залежей "Никитиский-2" в Кемеровской области с запасом всего 110 млн. тонн угля был продан за целых 71 млн. долларов. Сейчас уже невозможно даже подсчитать, какие убытки понесло наше государство из-за отсутствия единой методики оценки месторождений.
Однако больше всего сенаторов возмутили не данные о финансовой неразберихе при проведении аукционов по продаже месторождений. По словам первого заместителя председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергея Шатирова, регионы за последние годы оказались вообще лишены средств, получаемых в результате проведения таких аукционов. "В 1995 году региональные власти получали в свою казну до 90 процентов средств, выручаемых от продажи расположенных на их территориях месторождений, в 2003 году - 40 процентов, в 2004 году - 10 процентов, а с 2007 года, судя по заложенным в новый трехлетний бюджет планам, все 100 процентов этих доходов будут уходить в федеральный центр", - рассказал "РГ" Шатиров. При этом до 70 процентов сборов непосредственно за недропользование также перечисляется в федеральную казну. Члены СФ убеждены, что при такой бюджетной модели регионы не слишком сильно заинтересованы в том, чтобы заниматься организацией геологических работ по поиску новых месторождений, обустройству инфраструктуры при уже разрабатываемых участках, вкладываться в обеспечение безопасности на шахтах и т.д.
По словам Шатирова, Совет Федерации уже подготовил поправки в правительственный вариант трехлетнего бюджета, в соответствии с которыми предлагается пересмотреть параметры в части, касающейся распределения между различными уровнями власти доходов от пользования недрами. Например, сенаторы намерены добиваться возвращения к действовавшей десять лет назад модели, при которой 90 процентов средств от продажи месторождений перечислялось в региональную казну. Споры о судьбе нефтяных доходов могут стать основным камнем преткновения при рассмотрении проекта трехлетнего бюджета. Напомним, что сам проект правительство планирует окончательно утвердить в конце апреля, а в июне его должны принять обе палаты парламента. Обсуждение упомянутых сенаторских поправок пройдет в Думе в ближайшее время.