Поставить на конвейер осмотр большегрузных фур непросто. Поэтому для начала Иванов вспомнил об автолюбителях-частниках и водителях туристических автобусов. Чтобы не держать их в общей очереди, первый зампред правительства предложил создать на границе специальные "зеленые коридоры", по которым легковушки и "Икарусы" могли бы беспрепятственно добираться до таможни. О других поблажках речи не идет, и досмотр как был, так и остается обязательным для каждого транспортного средства.
Если развод перед границей грузовых и пассажирских автомобильных потоков рассматривать как первый шаг в наведении порядка в пунктах пропуска, то вторым шагом мог бы стать жесткий контроль за перемещением тяжелых фур, налаженный с помощью спутниковой системы "ГЛОНАСС". Грузовик с навигационным маячком, по мнению первого вице-премьера, всегда будет как на ладони. Свернул водитель в сторону от маршрута, скинул груз "налево", жди крупных неприятностей в виде разорительного штрафа.
Эти предложения Сергей Иванов озвучил на совместной коллегии министерства транспорта и Федеральной таможенной службы. Не секрет, что между этими ведомствами существуют определенные трения. Первый вице-премьер вчера попытался их несколько сгладить. Привести работу таможенников и транспортников к единому знаменателю необходимо по крайней мере по двум причинам. Во-первых, эти разногласия отражаются не только на экономике страны, но и на кошельке конкретного российского гражданина. Во-вторых, они могут стать серьезным препятствием на пути России во Всемирную торговую организацию.
Вообще Иванов уверен, что госграница не должна быть труднопреодолимым препятствием на пути добросовестных перевозчиков. А посему таможенникам и транспортникам надо бы сосредоточиться на решении этой общей задачи. О таможенном контроле на железнодорожном транспорте Сергей Иванов высказался критично. Мало того, что контролеры нередко начинают "трясти" пассажиров за десятки километров до границы, на обычных станциях, так еще на "железке" процветает незаконная переправка грузов. "Сдергивают в пути стоп-кран, выгружают контрабанду, а потом через 2-3 часа поезд приходит в таможенный пункт", - возмущался первый вице-премьер.
Вчера Сергей Иванов еще раз повторил мысль, которую высказал на недавней Морской коллегии: перевозчики не должны дополнительно платить за контроль, который осуществляет государство при пересечении границы. Таможню необходимо полностью отделить от любой коммерции, а пункты пропуска на границе - от всяческих околотаможенных услуг, вроде закамуфлированных поборов за "помощь" при сопровождении грузов и пересечении границы.
Со своей стороны, и заместитель министра транспорта Евгений Москвичев довольно резко раскритиковал "таможенные технологии, которые не отвечают реалиям". В пример замминистра привел конкретный опыт общения с таможней одной из добросовестных международных компаний- перевозчиков. "В прошлом году одна из компаний сделала 600 международных рейсов и 103 раза прошла полный таможенный досмотр, в результате которого доплатила различным "околотаможенным" посредникам более 2 миллионов рублей", - рассказал Москвичев. По мнению чиновника, такая схема работы с "массовым порядочным бизнесом" нецелесообразна. Гораздо эффективней было бы дотошно проверять бизнесменов не в таможенных пунктах пропуска, которые напоминают "узкие бутылочные горлышки", а на внутренних таможнях. Только по Северо-Западному направлению таких пунктов 230. Строгости же на пограничных пунктах пропуска оставить только на крайний случай, когда таможенникам заранее известна информация о готовящихся нарушениях. Свои аргументы в пользу коренных перемен на таможенных границах Москвичев усилил цифрами. По его словам, потери российских автоперевозчиков при въезде в режимные зоны основных таможенных пунктов пропуска в прошлом году выросли в два раза и составили более 3 миллиардов рублей. А в целом экономика несет от нерациональной работы пропускных пунктов потери на 7-7, 5 миллиарда долларов.
При этом выступивший на коллегии вслед за чиновником представитель международной ассоциации перевозчиков Рафик Сулейманов заметил, что траты перевозчиков на услуги различных коммерческих фирм, "помогающих" таможенникам, составляют свыше 1 миллиарда долларов в год. В ответ замглавы Федеральной таможенной службы Владимир Малинин парировал, что "упрощение таможенных процедур ради упрощения" может привести к бесконтрольности на таможне.
На совместной коллегии также были озвучены ошеломительные результаты так называемой паспортизации пропускных пунктов, которую провели таможенники. Всего в России больше 440 пунктов пропуска. 100 предложено закрыть. Все они, по данным ведомства, простаивают из-за отсутствия товарных потоков. Взамен замглавы ФТС предложил усилить кадрами и дополнительно оснастить те пункты пропуска, на которых лежит большая нагрузка. Что касается оставшихся пунктов, то лишь единицы, по словам Малинина, отвечают современным требованиям. Впрочем, по словам первого вице-премьера Сергея Иванова, решено не жалеть средств на обустройство современных таможенных пунктов и при этом развивать альтернативные виды перевозок - на морском, речном, авиационном транспорте.