Судьи тоже люди
Виталий Мутко | Первый судейский скандал, увы, произошел уже во втором туре чемпионата страны. После игры в Раменском экспертная комиссия признала ошибку арбитра, и он понес за нее наказание. Но на этом надо и остановиться, а не раздувать конфликт. Я хочу, чтобы все понимали: судья живой человек. Как игрок или тренер - любой судья ошибался и будет ошибаться. А наша задача - минимизировать эти ошибки. Мы будем использовать технические средства. Уже появились переговорные устройства, объединяющие всю бригаду арбитров. Теперь резервный судья сможет подсказать главному арбитру, как развивался эпизод.
А иностранных арбитров мы приглашаем на некоторые матчи, чтобы просто избежать разговоров о предвзятости судей. К тому же иностранные арбитры - это некий воспитательный момент и для игроков, и для тренеров, и для болельщиков. Смотрите, все они ведут себя по-другому, когда матч судит иностранец. Но как только у нас будет отлажена система отбора и подготовки судей, мы от практики приглашения иностранных арбитров откажемся.
Наказать и убрать судью - проще всего. В принципе мы это делаем. За два года моей работы в РФС около 250 судей потеряли свой статус. Но наказанием стабильного качественного судейства не добьешься.
Надо идти по пути профессионализации судейского цеха. В Премьер-лиге уже к следующему году все судьи получат статус профессионалов. Они будут иметь контракты с РФС, а значит - хорошую зарплату, социальную страховку и пенсионные. Сегодня мы установили такие расценки: 90 тысяч рублей за одно судейство. С учетом, что арбитр судит около трех матчей в месяц, с такими деньгами можно обеспечивать семью и быть уважаемым человеком. Заработает и система "а-ля американский полицейский". То есть, если ты десять лет отсудил без замечаний - получишь надбавку к пенсии от Российского футбольного союза.
Прежде судья получал заработную плату в клубе. Хорошо отсудил - ему могли и премию дать. Плохо - могли удержать. Но это же абсурд! Сейчас такая схема сохранилась в первом дивизионе, на следующий год мы оттуда ее уберем.
Фанаты и насилие на футболе
Мутко | Система обеспечения безопасности исключительно силами МВД себя изжила. Да, она сыграла положительную роль: если бы не правоохранительные органы, не МВД, мы бы, конечно, не удержали порядок на стадионах. И низкий поклон им за это и огромное спасибо. Но если мы будем уповать на эту систему и дальше, то у нас будут скандалы, проблемы и другие более страшные вещи. Потому что когда человек выходит из метро и идет по коридору из милиционеров, когда его сорок раз проверили и отобрали все, что можно отобрать, - к моменту, когда он доберется до своего места на стадионе, он уже не болельщик, а взвинченный человек. Он приходит на стадион, а вокруг - люди в бронежилетах и касках. Это, конечно, уже вчерашний день.
Поэтому нам нужна новая вообще концепция безопасности. Она должна быть построена на опыте других стран. В особенности Англии. В этой системе значительно повысится роль клубов. Они должны отвечать за безопасность, за проведение, за организацию матчей. Отвечать рублем, отвечать отсутствием болельщиков на трибунах и так далее. А у клубов есть множество способов строить свою работу с болельщиками.
Дальше, конечно, должна быть введена в действие целая серия законодательных актов. Мы должны ввести персональные меры ответственности, такие, как запрет для лиц, замешанных в организации беспорядков, на посещение матчей с участием той или иной команды и запрет на выезд за рубеж таких граждан. Нужна единая инструкция поведения болельщиков, утвержденная правительством. Эти все давно уже есть в Европе.
Легионеры - зло или благо?
Мутко | Чтобы открыть молодым дорогу в клубы мастеров, надо ограничить приток легионеров. Но это легко сказать - трудно сделать. Президенты клубов говорят: вы нас ограничиваете, но, извините, мы хотим играть в Лиге чемпионов. И если у нас нет отечественного игрока, почему вы хотите, чтобы мы были неконкурентоспособны в игре с тем же "Интером"? У "Интера"-то ни одного итальянца в составе нет! Потому что там нет ограничений. Надо учитывать и такую точку зрения. Да, национальная сборная для нас приоритет. Но и выступление клубов на мировой арене для нас тоже важно. Это престиж страны. Здесь мы идем как по тонкому льду. Чтобы сегодня работала ограничительная машина, нам вначале нужно включить систему, которая бы растила игроков экстра-класса.
Сокращение легионеров в клубах будет идти, но поэтапно. В 2008 году их будет семь, в 2009 году - шесть, и в 2010 году - пять. Введена и норма доморощенных игроков: в заявке команды в этом году должен быть игрок до 21 года, выращенный российской системой подготовки.
Со следующего года будет реформирован турнир дублирующих составов. Это должен быть отдельный чемпионат России среди молодежных составов. Там уже легионеры практически не смогут играть. Мы еще подумаем, как все это прописать. Потому что сегодня дубль во многих клубах - это место, куда отправляют легионеров, которые не проходят в основной состав.
Клубы, которых нет
Мутко | Сегодня РФС и ПФЛ заняли очень жесткую позицию. У нас есть футбольный закон. И ни один клуб не будет нарушать этот закон. Вот и все. Сегодня некоторые клубы стали кормушкой для тех, кто в них работает. У него команда на последнем месте, а ему выгодно, потому что у него бизнес: торгует играми. А чуть что, они за поддержкой к народу обращаются.
Лицензирование клубов со следующего года будет еще жестче, и многие потеряют профессиональный статус. наша философия в том, чтобы регионы имели профессиональные клубы, и местные власти могли влиять на их деятельность. И делали это. Я говорил с руководителями Дагестана, Астраханской и Тульской областей. Где они раньше были? Скажем, тульский "Арсенал" влачил жалкое существование и обанкротился. Теперь они сотнями и тысячами болельщиков прикрываются: вы лишили народ футбола!
Задача только одна. В ближайшие два-три года мы должны сделать открытый реестр клубов, чтобы каждый болельщик мог зайти на сайт и посмотреть, как обстоят дела в том или ином клубе, кто его владелец.
Гус Хиддинк в России
Мутко | Приглашение Хиддинка - это не просто приглашение тренера, который со свистком на груди проводит предматчевую тренировку и ведет сборную на ту или иную игру. Это еще и элемент реформы российского футбола.
Да, у нас есть хорошие талантливые тренеры. Они все работают в клубах. И многие из них побывали уже в сборной. И поруководили ей. Поэтому приглашение Хиддинка - это признание необходимости реформ в тренерском деле. Мы хотим, чтобы сегодня специалист, владеющий передовыми наработками, который имеет философию победителя, который участвовал в чемпионатах мира, Европы, который завоевывал значимые титулы, принес дух победителя в нашу молодую растущую команду. Вот весь смысл.
Но вторая задача его: чаще бывать в регионах, встречаться с тренерами клубов, с нашими детскими тренерами, участвовать сегодня в той огромной программе по переподготовке тренеров, помогать в создании методик. Мы договорились, что уже в ближайший его приезд к нам мы составим программу этой его работы на ближайшие полгода. Чтобы мы из него вытрясли - в хорошем смысле - все его знания, которые он может передать.
Где взять тренера
Мутко | Если мы с вами сегодня подойдем к детскому тренеру, вы увидите, что у него практически отсутствуют методики. Как мама родила его, он так и детей учит. Или сам какие-то навыки имеет. Изменить эту ситуацию - вот задача.
Мы создали систему подготовки тренеров. Она выглядит так: вся страна будет разбита на шесть-семь зон, в каждой - свой межрегиональный тренерский центр, а в Москве - общероссийский центр подготовки. Здесь тренеры будут получать категорию "ПРО", "А" и "Б". Мы его лицензировали. И присоединились к Хартии по признанию тренерских лицензий УЕФА. То есть наш образовательный стандарт признан во всем мире. Теперь наш тренер, заканчивающий этот центр, получающий категорию "ПРО", с этой лицензией имеет возможность работать и в Белоруссии, и в Италии...
Еще мы открыли центр в Санкт-Петербурге, на очереди - Екатеринбург. Здесь будет налажена подготовка тренеров по категориям "С" (третья лига) и "Д" (детские тренеры). В 2007 году ни один тренер клуба Премьер-лиги не может быть заявлен, не имея категории "ПРО". В 2008 году в первом дивизионе не смогут работать тренеры без категории "А". В 2009 году во второй лиге не должно остаться ни одного тренера без категории "Б". А к 2010 году должны быть полностью обучены все тренеры третьей лиги, межрегиональных объединений и детского футбола.
О системе "осень-весна"
Мутко | Очень осторожно к этому отношусь. Надо помнить, что в России 75 процентов территорий находится за полярным кругом. Мы северная страна. И мы должны понимать, что мы в футбол можем играть исключительно с середины марта и до середины ноября. Мы всю жизнь играли по системе "весна-осень". И имели потрясающие результаты. В советское время наши клубы выигрывали Кубок кубков, Суперкубок. Сборная становилась чемпионом Европы, четвертой в мире. Мы дважды выигрывали Олимпиаду.
Пока я явного аргумента за переход на систему "весна-осень" не вижу. ЦСКА выиграл Кубок УЕФА и великолепен был в феврале, вы помните. То есть все это зависит от системы подготовки, умения подвести команду к решающим играм и иных мелочей.
Сколько у нас сборных
Мутко | Футбол в России - это не только Премьер-лига, первый и второй дивизион. Это сегодня и чемпионат среди женских клубов, и мини-футбол, и пляжный футбол. Это все - зона ответственности Российского футбольного союза. Но это только клубы! А ведь есть еще пятнадцать (!) национальных сборных. Причем 12 из них уже в этом году решают задачи попадания на чемпионаты мира, Европы в своих отборочных группах. Содержание этих сборных нам обходится в 450 миллионов рублей. Государство в лице Федерального агентства по физической культуре и спорту дает 20. Задаю вам и всем вопрос: а кто остальные-то должен содержать и за счет чего? Ответьте мне кто-нибудь!
Что, мне сегодня "малышей" не посылать в Португалию на отборочную игру? Ведь не будут они сейчас играть - вообще никогда в жизни никуда не попадут. Или наша молодежная сборная сейчас стартует - у нее семь игр. Надо отвезти, одеть, обуть, оплатить чартер, гостиницу, выплатить премиальные... Это же кто-то должен обеспечивать материально! В Пензе прошел первый турнир по мини-футболу среди детей. Мы туда привезли 400 детей. За шесть месяцев была проделана огромная работа: в 16 регионах в каждой школе прошли соревнования.
УЕФА, Платини и Россия
Мутко | Сегодня самая большая проблема для УЕФА и для ее нового президента Мишеля Платини - это стремление Евросоюза забрать под себя футбол, сделать его зависимым от европейских политических и финансовых властей. Пока футбол настаивает на своей независимости и особом статусе, но удастся ли их сохранить? Сейчас футбол - мировой и европейский - имеет свой устав, то есть внутренний закон, свою строгую систему по организации переходов, по урегулированию трудовых отношений. И все это сегодня надо отстаивать. Футбол хочет сам регулировать свою жизнь, чтобы государства не вмешивались. Потому что футбол в принципе самодостаточен. По влиянию на разум людей, на обыденную жизнь не сравним ни с чем. Войны останавливаются, когда начинается футбол.
Или проблема сверхкоммерциализации футбола, попытка сделать богатых в футболе еще богаче. Или закрытость некоторых институтов, таких, как Лига чемпионов, допустим, где сегодня от некоторых стран уже по четыре команды участвует, а от некоторых - никто никогда в жизни не будет там участвовать. По сути дела все время в финалах играют одни и те же клубы. Они создали G-14 и размахивают ей как дубинкой: вот уйдем от вас и живите как хотите! Зритель-то и спонсор за нас платить готов, а не за команды с Фарерских островов! Следующая проблема - всевластье аппарата. Именно чиновники УЕФА решали практически все - кому отдать Лигу чемпионов, кому отдать чемпионат Европы. Много проблем предстоит решать Мишелю Платини, причем в ближайшее время.
Состоялось чрезвычайное заседание исполкома, и Мишель предложил изменения в устав. Будет расширен исполком. Будет меняться формат Лиги чемпионов. Он хочет, чтобы футболом управляли те люди, которые сегодня в футболе работают и реально возглавляют национальные ассоциации.
Кубок Содружества
Мутко | Безусловно, наше сближение со странами СНГ будет только усиливаться. Мы хотим, чтобы отношения в футбольной семье СНГ укреплялись. И Кубок Содружества обязательно сохраним. Мы высказали некие предложения по его реформированию, они направлены во все страны СНГ и Балтии. Я рассчитываю, что через месяц-два мы соберем в Москве генеральных секретарей Федераций и подумаем, как жить дальше.
Следующий Кубок Содружества скорее всего пройдет в старом формате, а через год... Может быть, нам стоит взять за образец Лигу чемпионов. То есть он будет продолжаться в течение сезона. И может быть, с выездами в регионы. А финал, допустим, мог бы проводиться в Москве. Что-то в таком плане.
А разговоры про то, что сюда приезжают не основные составы команд, - вздор. Все страны, за исключением России и Украины, везут основные составы, все достаточно ответственно относятся к этому турниру. У всех стран это сегодня супертурнир. В этом году победил "Пахтакор" из Ташкента. Руководство страны принимало эту команду, для них это было очень важное событие. Нельзя смотреть только с точки зрения России на этот вопрос. Нам пока неинтересно играть с ними. Но там тоже футбол начинает подниматься.
"Зенит" уже не виден?
Мутко | Четвертый год пошел, как я не имею отношения к политике и развитию "Зенита". Понятно, ностальгия есть, но это уже другой "Зенит". Имею ли я теперь право оценивать его политику? Могу сказать, чтобы вообще эту тему закрыть, что я видел "Зенит" другим. И стремления у меня были другие, когда я говорил, что мы строили экологически чистый клуб, народный клуб. Это были не просто слова, а это была какая-то идеология.
Сегодня клуб другой, скажем, идеология у него другая. Есть один мощный собственник, который имеет огромное влияние и инвестирует огромные деньги. Когда такой инвестор приходит, он не хочет ждать результата долго. Он хочет его иметь сейчас. Поэтому он через некие этапы развития сразу переступает. С точки зрения общего развития я бы сказал, что, конечно, мне хотелось бы, чтобы он больше уделял внимания питерскому футболу и опирался бы на возможности местной школы.
Я недавно заезжал в Питер, посмотрел программу "Футбол" на местном канале. Там выступал Чугайнов. И я сильно расстроился, послушав его. Человек из Москвы, приехавший в Петербург работать тренером дубля, постоянно привозит из Москвы по 5-6 футболистов. Он начал рассказывать по телевизору, что в Петербурге слабая школа, что футболисты не подготовлены, что некого здесь брать. Он идеологически обосновывает, что в Питере нет футбольной школы. И поэтому он из Москвы привозит игроков. Но ты же работаешь в дубле! Встреться с директорами школ, помоги им с методиками! Положите хотя бы один искусственный газон сами в родную школу!
Меня смущает, что, имея такой ресурс, за три года не было практически сделано шагов вперед. Я считаю, экономическая база "Зенита" - это маленькая страна. Пять миллионов человек живут в самом Питере, еще два - в области. Мы соревнуемся с Хорватией. Она в разы меньше. Мы соревнуемся с Чехией. Она в разы меньше. Мы соревнуемся с Голландией. Она сравнима по размерам. Я вам скажу: сделайте свою Голландию в Северо-Западном регионе. Это будет самое то, что нужно. И кадры оттуда вы получите всегда!
Не исключаю, что надо усиливать тренерскую школу, надо улучшать материальную базу, совершенствовать методику подготовки игроков. Но клуб в состоянии это делать.
Я сегодня являюсь президентом национальной ассоциации, но, безусловно, я где-то имею в сердце "Зенит". Здесь лукавить не стоит. Но задача у меня только одна: создать объективные условия для всех команд.
Для меня дорог сегодня и "Спартак". Знаю планы клуба и хотел бы, чтобы они быстрее построили стадион. Они опираются на собственную молодежь. Всячески поддерживаю эту политику. Для меня дорог ЦСКА. Этот клуб выиграл для нас Кубок УЕФА, там играют основные игроки национальной сборной. Для меня сегодня большая честь общаться с этим клубом. Очень симпатизирую "Локомотиву", они приносят в футбол некую новую философию, на матчах у них совершенно особенная аура. Это касается и других клубов...
Наш футбол в будущем
Мутко | Футбол сегодня - это по сути дела отрасль или область в отрасли спорта. Это сегодня больше, чем игра. Наш футбол накопил в себе очень много проблем. Достаточно много сегодня грязи в этом. Очень многие люди пытаются на этом просто сорвать куш. И нужно какое-то время, чтобы все это переделать. Я убежден, то, что мы сейчас делаем, что мы закладываем, даст результат. Весь смысл в том, чтобы поменять вообще отношение к футболу. Реализуем мы программу создания центров - будет 80 центров во всех регионах страны. Тогда в будущем у нас будет проблема избытка футболистов, а не недостатка, как сейчас.
Я вам один пример покажу. Это программа "Подарим детям стадион". Пару лет назад только восемь процентов детских школ имели свой футбольный газон. А остальные арендовали. Мы начали активное строительство полей в спортшколах. И каждый год мы вводим в строй около 30 полноразмерных полей и еще около 60 мини-полей 20 х 40 метров. Перед нами стоит задача - к 2012 году в России должно быть около 600 искусственных полей, по 1-2 на каждую детскую спортшколу.
Почему я очень много езжу по регионам? Мы стараемся, чтобы сегодня власть поняла, что с точки зрения оздоровления и объединения людей, с точки зрения патриотизма, воспитания людей альтернативы футболу никакой нет. Просто нет. Конечно, у нас есть конкуренты. Это улица, пьянство, наркомания. Компьютер в определенной степени. И задача сегодня - вытащить ребят на футбольное поле.
Мы должны сделать все, чтобы определение футбола как "спорта номер один" наполнилось реальным содержанием. Сегодня, увы, за этим мало что стоит. Вот наша задача, чтобы все было по-настоящему. Чтобы в футбол играли миллионов пять нашего населения под эгидой РФС. Чтобы в детских школах учились около миллиона детей - вот задача. Чтобы условия у этих ребят были великолепные. Чтобы мы имели не набор в эти школы, а отбор.
"Деловой завтрак" с Виталием Мутко провел отдел спорта "РГ"