- Антон Викторович, расскажите, в какой стадии согласования сейчас находится платформа деловых кругов в области налогообложения?
- Она уже полностью согласована между экспертами всех трех объединений. Мы надеемся, что ее утвердят, после чего будет еще один "тур", связанный с привлечением Торгово-промышленной палаты к этому процессу. Если руководители всех трех объединений поставят свои подписи, то это - старт для обсуждения в рамках рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, уже для приземленных расчетов по конкретным ставкам и режимам платежей.
- Какие предложения содержатся в варианте, согласованном экспертами?
- В этом документе мы в значительной степени ушли от цифр, имея в виду, что показываем вектор предложений, но не ставим конкретную цифру. Она будет согласовываться уже в ходе работы с министерством финансов. Так, нами предложено снизить налог на добавленную стоимость. Или при наличии соответствующих выводов и расчетов отказаться от него в пользу налога с продаж. Это отдельный элемент работы с минфином. Мы, конечно, будем стремиться к тому, чтобы выйти на НСП. Но может сложиться и иначе. Если минфин докажет, что наши расчеты неверны, разговор пойдет просто о некотором снижении ставки НДС.
Также признано необходимым разделить единый социальный налог, выделив социальную и страховую составляющие в отдельные платежи. А ставка опять же будет рассчитана позднее. Нам должны показать, какие там затраты, почему нужно так, а не иначе, какая будет компенсация из федерального бюджета, почему при этом нельзя сократить некоторые другие расходы, для того чтобы увеличить эту компенсирующую величину и тем самым сохранить более низкую ставку налога, как предлагаем мы. Подчеркиваю, что пока конкретная цифра не называется.
Кроме того, мы говорим о том, что сейчас необходимо более внимательно посмотреть на политику, связанную с амортизацией и переоценкой основных фондов. Мы на этом настаиваем, и если для этого придется уступать и не трогать ставку налога на прибыль, это нас устроит.
Есть еще несколько отдельных моментов. Мы настаиваем на использовании тех механизмов, которые предусмотрены Налоговым кодексом, но на практике не работают. Речь идет об инвестиционном налоговом кредите, особенно для новых предприятий, налоговых каникулах применительно к приоритетам отраслевой и региональной политики государства. Например, в Бюджетном послании президента сказано о Дальнем Востоке. Там же говорится о высоких технологиях, о переходе на инновационный путь развития. Для этих предприятий также можно предусмотреть налоговые каникулы.
Мы фиксируем позицию, что подоходный налог трогать не надо. Но говорим о том, что в рамках реформирования ЕСН мы должны уйти от регрессивной шкалы. Здесь мы делаем шаг навстречу некоторым социальным пожеланиям тех, кто хотел бы увеличить платежи от более высокообеспеченных граждан.
Мы говорим про налог на имущество, который должен применительно к юридическим лицам уменьшаться в зависимости от объема имущества, находящегося в использовании для того, чтобы облегчить капитализацию компаний. А что касается физических лиц, то мы пытаемся направить дискуссию по платежам за квартиры, дома в таком направлении, чтобы облагались не собственно квадратные метры жилой площади, которыми люди располагают, а облагалось вторичное, третичное и последующее жилье. То есть вложения физических лиц, которые используют квартиры как инвестиционный ресурс. Тем самым активность будет направлена больше в сторону банковских вложений, паевых инвестиционных фондов, а не такого довольно странного личного предпринимательства, вызванного дефицитом строительных мощностей в Российской Федерации. Вот самые основные моменты.
- А если говорить о проблемах налогового администрирования, отражены ли они в платформе бизнес-объединений?
- Огромное количество предложений, естественно, и по администрированию. Частично это касается того, что нас так и не удовлетворило по итогам прошлогодней работы над поправками в Налоговый кодекс. Кое-какие вещи нам были обещаны и так и не сделаны. Это касается и исчерпывающего перечня оснований для повторных и выездных проверок, и единой платежки по ЕСН, с тем, чтобы разделения проходили уже на уровне казначейства. Это и вещи, связанные с созданием специальных советов при судах по налоговым рекомендациям.
- Как вы оцениваете вероятность того, что минфин к вам прислушается?
- К части наших рекомендаций, безусловно, прислушаются. К каким именно - посмотрим в ходе работы, связанной уже с конкретными расчетами ставок и оценки наших предложений.
- Когда эти предложения будут обсуждаться в рамках рабочей группы Совета по конкурентоспособности?
- Мы рассчитываем, что работа Совета активизируется. В апреле будет как минимум одно заседание, а то и два или три, нам обещал это министр финансов Алексей Кудрин. Я думаю, что в конце мая мы должны уже выйти на конкретные предложения.