Пишут их в специально созданной рабочей группе. Сама идея привлекательна как яркая обертка от конфетки. По новой статье закона об адвокатуре, вступившей в силу с начала нынешнего года, каждый адвокат должен застраховать себя и своего доверителя от риска. Попросту говоря, если адвокат ошибся и причинил вред подзащитному, то страховая компания выплатит тому материальную компенсацию. Все как будто в выигрыше, ведь и адвокату не придется покрывать убытки из своего кармана.
Вот только за красивой оберткой - не конфетка, а горькая пилюля для адвокатов. Особенно для тех из них, чьи доходы заметно скромнее гонораров мэтров адвокатуры. Потому что даже минимальные размеры страховых премий несоизмеримы с этими доходами. Страховые агенты бесконечно названивают нам с нового года и радостно сообщают, сколько тысяч долларов должен заплатить каждый адвокат за счастье почувствовать себя защищенным.
Большинство моих коллег крайне негативно относятся к принудительному отъему заработанных денег на благо страховых компаний. Тем более что они заранее знают: воспользоваться этой страховкой они фактически никогда не смогут. И страховые компании об этом тоже знают, чем и объясняется их повышенный интерес к адвокатам.
Совершенно очевидно, что в случае наступления события, которое доверитель по простоте душевной сочтет страховым случаем, ни страховой компании, ни адвокату будет категорически невыгодно признавать это событие таковым. И поверьте, страховая компания и адвокат в этом будут едины.
Потому что, признав факт наступления страхового случая, страховая компания будет вынуждена платить, а адвокат - публично признать свою некомпетентность либо разгильдяйство, получив еще и дисциплинарное взыскание от Совета адвокатской палаты. Согласно кодексу профессиональной этики адвоката - вплоть до прекращения статуса адвоката.
Совершенно очевидно, что адвокат не захочет поставить под удар свою карьеру и предпочтет самостоятельно разрешить с доверителем конфликтную ситуацию из собственных сбережений. А страховая компания тоже будет очень рада не платить, поэтому адвокатские взносы превратятся для нее в чистый доход.
Сторонники новации утверждают, что, мол, ежегодная обязательная страховка поможет компенсировать ущерб проигравшему по неопытности многомиллионное дело молодому начинающему адвокату, у которого еще нет своего начального капитала. Но представить себе крупного бизнесмена, который доверит многомиллионное дело защитнику-новичку, можно разве что в его юношеских мечтах. С другой стороны, при страховой сумме хотя бы в 1 миллион долларов и при страховой премии страховщика хотя бы в размере 3 процентов от этой суммы начинающий адвокат должен заплатить страховщику 30 тысяч долларов. И это еще до заключения договора с доверителем на ведение дела, которого и вовсе может не быть. Многие ли адвокаты готовы авансом внести такую сумму? Думаю, вряд ли.
Между адвокатами и доверителями редко, но случаются размолвки. Но мало кто вспомнит хотя бы одну, окончившуюся судебным разбирательством. В адвокатском сообществе известно всего лишь о десятке жалоб доверителей в суд на своих адвокатов. И это - за все обозримое время существования адвокатуры, и на всю страну. Так что за мнимая угроза нависла над сообществом?
Действующие положения Гражданского кодекса РФ позволяют и сегодня взыскивать денежные суммы с причинителя вреда без всякого страхового полиса. А если кто из адвокатов хочет, он может застраховать свою ответственность в добровольном порядке на любую большую сумму, заранее оговоренную с доверителем.
В острую проблему превратится нововведение для тех адвокатов, кто оказывает юридическую помощь по уголовным делам по назначению, то есть фактически бесплатно. Из каких средств он будет оплачивать страховой полис? Ведь сумм, которые государство платит в таких случаях за день участия в следственных действиях или судебном заседании, хватит разве что на дорогу, да на чай в перерыве между заседаниями.
Многие мои коллеги полагают, что проблему можно решить, изменив во вступившей в действие 19-й статье закона об адвокатуре всего лишь одно слово "осуществляет" на словосочетание "вправе осуществлять". И тогда адвокат и доверитель при заключении соглашения об оказании юридической помощи смогут сами решить вопрос о целесообразности и размере страхования ответственности защитника. Но кому-то очень хочется, чтобы это делалось не добровольно, а обязательно.