11.04.2007 02:20
    Поделиться

    Налоговики отобрали лучшие инспекции

    Что показал рейтинг?

    Первый рейтинг отечественных инспекций был составлен по итогам Всероссийской конференции бухгалтеров - ее проводил по всей стране журнал "Главбух". В 51 городе России прошли мероприятия, на которых участники обсуждали свои "бухгалтерские проблемы". Разумеется, больше всего налогоплательщики возмущались работой инспекторов: ошибки, грубость, бюрократия. Свое мнение каждый участник выразил в бюллетене. В общей сложности по России было собрано 11 102 бюллетеня с оценками работы 298 ИФНС из 53 субъектов РФ.

    Инспекции оценивались по пяти критериям. Это комфортные условия для посетителей, информационное обеспечение налогоплательщиков, оперативность работы, обходительность и уровень квалификации инспекторов. По каждому критерию бухгалтеры ставили оценку: "отлично", "хорошо", "приемлемо", "плохо" или "отвратительно". При составлении рейтинга использовался процент положительных отзывов по всем критериям. То есть устанавливалось, сколько участников голосования оценили работу конкретной ИФНС по всем пяти критериям не ниже "приемлемо".

    Реакция чиновников: не ждали

    Итоги в принципе спрогнозировать было несложно: большинство бухгалтеров страны считают работу налоговых инспекций неудовлетворительной. Лучший регион - Архангельская область. Но даже там своими ИФНС довольны лишь 38 процентов бухгалтеров. В других регионах ситуация и того хуже.

    Результаты рейтинга были разосланы руководителям всех вошедших в него налоговых органов как на федеральном, так и на региональном и на местном уровне. Реакция сотрудников госведомств была вполне предсказуема. Аутсайдеры остались недовольны - мол, за что?! В Новгородской области (согласно рейтингу - худший регион) просто попросили прессу особо не распространяться о плохих оценках. Налоговики Смоленской области (предпоследнее место) решили действовать: официальным письмом затребовали сведения о тех бухгалтерах, которые участвовали в конференции. Свой интерес инспекторы объяснили так: "Данные сведения будут использованы в практической работе, направленной на качество и оперативность обслуживания налогоплательщиков". Правда, "Главбух" информацию предоставлять отказался, сославшись на то, что голосование было анонимным.

    Создан первый всероссийский рейтинг налоговых инспекций

    Иначе восприняли рейтинг в тех инспекциях, которые вошли хотя бы в первые пять десятков. Чиновники отличившихся регионов, наоборот, с удовольствием рассказали журналистам о качественной работе налоговых органов. В частности, так прокомментировал ситуацию Юрий Росляк, первый заместитель мэра города Москвы (17-е место):

    - Собираемость налогов во многом зависит от отношения налогоплательщиков к своей инспекции. Снижение доверия к государственной службе, надуманные административные барьеры - все это немедленно отражается на пополнении бюджета, - сказал Юрий Росляк. - В правительстве Москвы внимательно относятся к мнению бухгалтеров и принимают соответствующие меры. Например, в 2006 году увеличилось рабочее время ИФНС N 46 - инспекции, на которую раньше поступало множество жалоб. Контроль общества за работой чиновников является эффективным инструментом для решения государственных проблем. Это хорошая инициатива, ее можно и нужно распространять на другие сферы. Кроме того, сегодня необходимо как можно шире внедрять информационные технологии. Для этого созданы все правовые и технические условия.

    От благодарных налогоплательщиков

    Настоящим сюрпризом в развитии событий стало то, что бухгалтеры не ставили критику государственного ведомства главной целью рейтинга. Те инспекции, которые, по мнению бухгалтерского сообщества, работают лучше других, было решено наградить. Вот как объяснила это стремление главный редактор журнала "Главбух" Марина Жарковская:

    - Мы создавали первый всероссийский рейтинг налоговых инспекций не для того, чтобы нарисовать картину безнадежности. Почти каждый из нас имеет возможность регулярно "любоваться" ею в своей инспекции. Цель рейтинга - показать, что есть и обратные примеры. ИФНС России по Центральному району Хабаровска - самая удобная для налогоплательщиков во всей стране. В ИФНС России по Северодвинску Архангельской области работают самые вежливые сотрудники. А в МРИ ФНС России N 4 по Брянской области - самые квалифицированные... Инспекторам стоит воспринимать работу коллег как пример для подражания. Да, в целом рейтинг показал, что уровень взаимоотношений бухгалтеров и инспекторов далек от оптимального. Бухгалтерское сообщество со своей стороны готово эти отношения улучшать. Мы первые делаем первый шаг навстречу: нам очень важно наградить общественным признанием лучшие инспекции России.

    Как раз сейчас во многих городах России идет очный этап очередной открытой программы "Аттестат Главбуха". Это тестирование, которое проходят бухгалтеры, желающие получить объективное подтверждение своего профессионализма. Участники, верно ответившие на вопросы заочного этапа, приезжают на настоящие экзамены. Перед началом экзамена и проводится церемония награждения руководителей местных инспекций - конечно, если заслужили. Первое очное тестирование состоялось 10 апреля в Москве.

    Столичная ИФНС N 30 стала лучшей инспекцией Московского региона, заняв пятое место во Всероссийском рейтинге. Представителю инспекции от имени бухгалтерского сообщества были вручены сертификат и памятная табличка. Вот как отреагировала на это начальник отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС России N 30 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Елена Макарова:

    - Мы не ожидали от налогоплательщиков такой высокой оценки нашей работы. Это было очень приятно. И для сотрудников нашей инспекции это весьма важно, потому что таково мнение бухгалтеров, которые приходят к нам каждый день.

    Поделиться