В апреле, ставшем началом второй украинской революции, российскому послу Виктору Черномырдину исполнилось 69, его дипмиссии - 6, а украинско-российским отношениям - 15 лет. Сегодня посол говорит о том, чем украинская ситуация успокоится.
Российская газета | Виктор Степанович, вы отмечали день рождения в Москве, но следили за ситуацией в Киеве. За кого Россия сейчас болеет?
Виктор Черномырдин | Нам болеть не надо. И выбирать нам здесь не надо. Мы принимаем тот выбор, который сделал народ Украины. Мы работаем с той властью, которую он назначил. Я считаю, что внутри государства все должно быть мирно. И отношения с соседями надо строить дружественные. Украинским политикам надо было раньше договориться, не доходя до суда. Но я уверен, югославский вариант здесь не повторится.
РГ | Ющенко, Тимошенко и прочие фигуранты нынешних украинских событий с вами часто встречаются?
Черномырдин | И встречаются, и общаются. Не скажу, что часто - по необходимости.
РГ | Во время украинских президентских выборов вас чуть ли не обвинили в захвате Центризбиркома. Тогда много говорили о российском влиянии на Украину.
Черномырдин | Не надо рассуждать о влиянии, нужно самим решать проблемы внутри государства. Нам, конечно, не безразлично, что происходит на Украине. Не только потому, что через нее идет транзит газа в Европу, но и оттого, что это славянская страна. Она связана с Россией корнями и долгой совместной историей.
РГ | Правые украинские радикалы требуют отозвать Черномырдина из Украины. Его называют теневым украинским лидером. Ваша посольская миссия теперь не заканчивается?
Черномырдин | Буду здесь, пока не надоест. Многие думали, что я здесь в почетной ссылке. Потом поняли, что я сам Киев выбрал. Я на Украине не только посол, но и спецпредставитель президента России по торгово-экономическим вопросам. Мне здесь интересно, мне многое удалось. За время моей посольской миссии российско-украинский товарооборот вырос вдвое. Сотрудничество может увеличиться еще больше, если киевские политики определятся, хотят ли они в Единое экономическое пространство. Оно выгодно прежде всего Украине, в том числе и зоной свободной торговли. Но Украина рассказывает, что ее не устраивают надгосударственные надстройки, руководящие ЕЭП. Но почему аналогичные структуры ее не волнуют, когда она говорит о Евросоюзе, о НАТО?
Я здесь помогаю всем заводам, предприятиям, где участвуют российские компании. Я это с удовольствием делаю. Я хочу, чтобы не только российский бизнес шел на Украину, но и украинский - в Москву. Но кроме Петра Порошенко (друга и кума Ющенко. - "РГ"), я крупных украинских инвесторов в России не вижу.
РГ | В украинском политическом конфликте Москва поддерживает премьера Виктора Януковича?
Черномырдин | Мы с ним общаемся как с премьером, мы принимаем его как премьера. Не надо говорить, что кто-то у России в любимчиках ходит, кто-то нет.
РГ | Известно, что и вы, и украинский президент Виктор Ющенко - большие кулинары. Он любит готовить борщ, вы - пельмени. Готовы совместить эти блюда на политической кухне?
Черномырдин | В буквальном смысле вместе готовить не приходилось. Борщ я люблю, но в меру. А наши пельмени отличаются от тех, что в Киеве продают. Наши большие, с хорошую ладонь.
РГ | Возможно ли в украинско-российских отношениях повторение прецедента острова Тузла, находящегося в Керченском проливе?
Черномырдин | Та ситуация была недоразумением, о котором давно пора забыть. Все главные украинско-российские вопросы решает комиссия Путин - Ющенко. Надо садиться за стол переговоров и обсуждать то, что волнует. Украинско-российские отношения становятся партнерскими. Из них уходит то, что мешало нормально работать. Мы вспоминаем о том, что мы друг для друга - основные стратегические партнеры, хотя Украина - не Россия.