Речь идет вовсе не о качестве - такое созвездие ярких событий и имен случается вовсе не каждый год. Скорее о сюжетах и темах, навязчиво одолевавших лучших российских режиссеров в прошлом театральном сезоне. Кама Гинкас с "Нелепой поэмкой" по Достоевскому, Лев Додин с "Королем Лиром", Кирилл Серебренников с "Господами Головлевыми", "Захудалый род" Сергея Женовача, "Рассказ о семи повешенных" Миндаугаса Карбаускиса - такого мрачного коллективного портрета времени, пожалуй, давно не делал российский театр.
"Маска" постепенно обрастает множеством проектов, которые не связаны прямо с конкурсной программой. В нынешнем году кроме спектакля "Берлинер Ансамбля" с выдающимся актером Мартином Вуттке (он был показан в серии "Легендарные спектакли ХХ века") дирекция "Маски" совместно с фестивалем NET привезла спектакли Алвиса Херманиса "Долгая жизнь" и "Соня" в Новом Рижском театре.
В нынешнем году присутствие театральной провинции в драматическом театре на редкость малочисленно - новосибирский "Красный факел", екатеринбургский "Коляда-театр" и Саха-театр из Якутска. Зато в опере провинция наступает, а порой и теснит столицы. Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа, Челябинск показали свои спектакли на фестивале. И хотя безусловным лидером оперной программы будет, видимо, Мариинка с блистательным и таинственным "Поворотом винта" Бриттена, некоторые оперные спектакли из России (к примеру, челябинская "Пиковая дама") стали для многих сюрпризом.
Мария Миронова, актриса (Федра в спектакле "Федра.Золотой колос", Театр наций)
РГ: С чего для вас началась эта роль?
Мария Миронова: Все в этой роли началось даже не с Андрея Жолдака (режиссера спектакля. - "РГ"), а с Хиеронимуса Босха. Перед тем как мы начали репетировать с Жолдаком наш первый общий спектакль "Чайка", я оказалась в Мадриде, в музее Прадо. Там находится основная часть всех работ Босха. Меня потрясло увиденное. Приехав в Москву, я подарила Андрею альбом Прадо с репродукциями Босха. Когда мы репетировали знаменитый загадочный монолог Нины Заречной из пьесы Треплева, после Босха для меня весь он стал прозрачным. И с этого начался наш контакт с Андреем и новый поворот в моей творческой жизни.
Теодор Курентзис, дирижер спектаклей "Русские сезоны" и "Золушка", Новосибирск
РГ: Расскажите об идее "Русских сезонов".
Теодор Курентзис: У меня эта идея ассоциируется с вечной пятницей. Вечная пятница - в смысле развития духа, жизни, приготовления к субботе. Ты готовишься к этой субботе с радостью, с ощущением счастья, с усталостью и со всеми страстями и духовными переживаниями. После пятницы должна наступить прекрасная суббота. Но никто не знает, что должна быть суббота. Это как в сюрреализме - вечное искание радости, субботы.
Дмитрий Крымов, режиссер ("Донкий Хот" в "Школе драматического искусства")
РГ: Второй год подряд ваш спектакль представлен в номинации "Новация". С чем это связано?
Дмитрий Крымов: Наверное, поняли, что ошиблись, не дав нам в первый раз.