13.04.2007 03:30
    Поделиться

    Михаил Фрадков приехал в Пакистан

    Михаил Фрадков привез в Пакистан экономические предложения и посадил дерево

    Последний раз в Пакистане в 1969 году встречали председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Именно поэтому визит Фрадкова называют здесь историческим. На всем протяжении дороги из аэропорта висели растяжки с приветствием премьер-министру Фрадкову.

    Но город ислама, расположившийся между отрогами Гималаев, встретил российского премьера не только цветами, но и неистовым азиатским солнцем и потрясающей противоречивостью. Буквально накануне визита главы российского правительства здесь прокатилась волна демонстраций исламистов. Они требовали от властей закрыть магазины, торгующие дисками с музыкой и видеопродукцией, объясняя, что это магазины видеогреха. При этом в самой большой мечети в мире, раскинувшейся почти на 20 гектарах, примостился банк, который не знает отбоя от клиентов. Здесь молящиеся совмещают приятное с полезным.

    В конце этого года в Пакистане пройдут всеобщие выборы, и президент Первез Мушарраф, с одной стороны, показывает, кто может прийти к власти, а с другой, судя по всему, набирает очки.

    "Влияние России на мировой арене значительно выросло в последние годы", - объясняют неожиданное сближение Москвы и Исламабада в Пакистане. Отсюда и более пристальный интерес к экономическому сотрудничеству. Пока Россия поставляла сюда химическую продукцию, металлы и даже газетную бумагу, Пакистан довольствовался поставками в нашу страну хлопка, текстиля, спорттоваров и медикаментов.

    Однако совсем недавно Россельхознадзор ввел временные ограничения на импорт всей, без исключения, пакистанской растительной продукции из-за обнаружения в пакистанском рисе одного из наиболее опасных вредителей хлебных запасов - капрового жука.

    Российский премьер привез практические предложения. Пакистанцы готовы купить, а мы, соответственно, продать лицензию на организацию линии по производству "КамАЗов", и вместо тех 50 машин, которые когда-то были закуплены, увеличить парк до 1000 в год. К визиту российского премьера предприниматели приурочили подписание соглашения о создании совместного производства.

    Но в отличие от российских планы пакистанского руководства, как правило, меняются гораздо чаще, чем этого хотелось бы их партнерам. Как это было, к примеру, с тендером на перестройку Карачинского металлургического завода, построенного с помощью Советского Союза в первой половине 1980-х. Конкурс состоялся в прошлом году, и Магнитогорский металлургический комбинат выступал в составе консорциума с компанией "Аль-Таварки" из Саудовской Аравии и пакистанской "Ариф-Хабиб". ММК даже внес 30 миллионов долларов из своей 145-миллионной доли в качестве аванса. Однако Верховный суд этой страны отменил итоги конкурса, объяснив, что была занижена цена земли. Общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 800 миллионов долларов. В ближайшее время пакистанские власти намерены вновь объявить конкурс. Но не исключено, что и в этот раз он будет зависеть от политической ситуации в стране.

    Столь же неясной по-прежнему остается судьба соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Пакистанские и российские власти разошлись в терминологии. "Исламабад предлагает дополнить список изъятий из режима наибольшего благоприятствования", - заметил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По мнению пакистанцев, этот режим не должен распространяться на те преимущества, которые обе страны предоставляют третьим странам в авиации, рыболовстве, телекоммуникациях и морском транспорте. Российской модели не соответствует и формулировка о возмещении ущерба. Предполагалось, что к первому - майскому - заседанию межправительственной комиссии, образованной еще пять лет назад, но так ни разу и не собравшейся, разногласия будут сняты. Однако вчера премьер прямо из командировки дал поручение минэкономразвития ускорить проработку и подписание этого документа. Минфину в столь же срочном порядке было поручено подписать соглашение об избежании двойного налогообложения.

    Вопрос о реструктуризации задолженности Пакистана перед Россией хоть и решен, но, судя по всему, не доведен до логического конца. В течение 23 лет пакистанской стороне предстоит выплатить 234 миллиона долларов остаточного долга и процентов по нему. Речь на переговорах шла по большей части о 128 миллионах долларов, которые Исламабад задолжал еще СССР.

    Впрочем, Фрадков привез немало предложений о сотрудничестве, в которых Пакистан вполне мог бы поучаствовать долгами. У Исламабада, к примеру, до сих пор нет подземных хранилищ газа, отсюда и сезонная неравномерность поставок голубого топлива. "Газпром" же готов участвовать не только в проектировании, но и в эксплуатации подземных хранилищ. Точно так же, как и в создании совместного предприятия по разведке и добыче газа.

    Впрочем, есть еще один весомый плюс - в последнее время Пакистан настойчиво заявляет о смене статуса в Шанхайской организации сотрудничества. Организация, представляющая, по сути, интересы 3 млрд. человек, по оценке наблюдателей, превращается в серьезный фактор мировой политики.

    Когда Индия высказала желание войти в эту быстро развивающуюся международную организацию, американские СМИ расценили это как возможную подготовку к созданию на основе ШОС Евроазиатского военного блока в противовес НАТО. Очевидно, что подобная расстановка сил и активизация экономического сотрудничества в Средней Азии могут ослабить влияние США в странах этого региона. Несмотря на то что страны - участницы ШОС не нацелены против третьих стран, помимо развития экономического сотрудничества они вынуждены противостоять террористическим угрозам.

    Было бы странно, если бы в Пакистане проигнорировали российские хорошие взаимоотношения с Индией. Вопрос о том, вы с кем, прозвучал не один раз.

    - Я подтвердил, что у нас очень хорошие отношения с Индией, - не стал скрывать Фрадков. - Но мы не строим отношения со странами за счет третьих стран и не дружим против кого-то.

    В общем, российскому премьеру и его пакистанскому коллеге было что обсудить и один на один, и в составе делегаций. Деловым кругам пришлось подождать главу российского правительства не один час. А напоследок в непростых российско-пакистанских отношениях Фрадков оставил свой след - в мемориальном парке Шакарпариан посадил дерево.

    Поделиться