Поделиться

"Юрий Долгорукий" спущен на воду

Сразу два уникальных проекта представили на "Севмашпредприятии" первому вице-премьеру Сергею Иванову.

 

Сначала он проводил на ходовые испытания ядерную субмарину нового поколения, а затем вместе с главой Росатома Сергеем Кириенко заложил первую в мире плавучую атомную электростанцию.

Головная подлодка проекта 955 "Юрий Долгорукий" для северодвинских корабелов - как глоток свежего воздуха. Последние 17 лет со стапелей "Севмаша" не сходили новые субмарины. Поэтому на отправку корабля в плавучий док собрались не только все заводчане, но и добрая половина города. Из Москвы сюда специально прилетел звездный десант во главе с первым зампредом правительства Сергеем Ивановым и большое количество журналистов. Они с интересом наблюдали, как огромная 170-метровая махина лодки сантиметр за сантиметром выезжала из стапельно-сдаточного цеха.

"Юрий Долгорукий" готов примерно на 80 процентов, и в течение примерно года его системы и механизмы испытают в Белом и Баренцевом морях. Одновременно продолжатся летные испытания ракеты "Булава" для этой подлодки. Если все пройдет штатно, то в 2008-м атомоход пополнит боевой состав Северного флота.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в министерстве обороны, новая АПЛ заменит все подводные крейсера проектов "Кальмар" и "Тайфун". То есть станет основой морских стратегических ядерных сил РФ.

- Главное, что России по плечу делать такие уникальные комплексы вооружения, - подчеркнул вчера Сергей Иванов.

Первый вице-премьер впервые присутствовал на спуске такой подлодки и с интересом наблюдал за тем, что творилось у стапеля. В плавучий док "Юрий Долгорукий" катился кормой вперед. Это обычное для таких случаев положение. Специалисты говорят, что "хвост" - самая тяжелая и самая прочная часть субмарины, поэтому технологически правильней транспортировать корабль именно в таком положении. Кстати, именно о кормовой руль моряки разбили бутылку шампанского (вообще-то этот ритуал всегда доверяется женщине, которая становится "крестной матерью" корабля). За пробку от бутылки разыгралась настоящая баталия. По негласному правилу она должна храниться у командира экипажа. Корабелы про это знают, поэтому всегда стараются перехватить талисман, чтобы потом поторговаться за его выкуп. Командир БЧ-5 "Юрия Долгорукого" капитан второго ранга Геннадий Раджабов их этого удовольствия лишил. В неравной битве с заводчанами морской офицер завладел пробкой и стал своеобразным героем дня.

Куда проще оказалось добыть другой сувенир - расплющенную до размеров крупной медали монетку. Их рабочие раскладывали на рельсах, по всему пути следования субмарины в док. Говорят, что у старожилов "Севмаша" дома хранятся такие коллекции корабельных "медалей", что нумизматы и фалеристы позеленели бы от зависти. Сувенир от "Юрия Долгорукого" в таких коллекциях наверняка займет особое место.

Ведь строили этот корабль целых одиннадцать лет. Незавидную участь лодки, в конце девяностых брошенной на стапеле из-за отсутствия денег, тогда поправило вмешательство московского правительства. Какой суммой обернулась эта помощь, заводчане сейчас не говорят. Зато достоверно известна окончательная стоимость всего проекта - 23 миллиарда рублей. В память о той поддержке Москвы головной корабль назвали именем ее основателя Юрия Долгорукого. Столичный мэр вчера специально прилетел в Северодвинск и даже поменял свою любимую кепку на белую корабельную каску.

- Как великий князь объединил русские земли вокруг Москвы, так и строительство этого крейсера объединило усилия тысяч предприятий отрасли, помогло сохранить уникальные технологии атомного судостроения, - напомнил вчера Сергей Иванов.

На заводе в Северодвинске сейчас строят еще две лодки проекта 955. Как рассказал корреспонденту "РГ" замминистра обороны по вооружению генерал армии Алексей Московский, АПЛ "Александр Невский" планируется передать Военно-морскому флоту в 2009 году, "Владимира Мономаха" - двумя годами позже. Всего по государственной программе вооружения до 2015 года ВМФ получит 7 таких субмарин и еще как минимум одну - до 2017 года.

Генерал подтвердил, что головной корабль проекта после доделок и испытаний пропишется на Северном флоте, два его младших брата передадут на ТОФ. Эти два флота и впоследствии станут получать новые субмарины четвертого поколения. Между прочим, корабелы нас заверили: лодки сделаны так, что установить на них ракетный комплекс "Булава", когда его доведут до ума, не представит сложности.

Досье "РГ"

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) "Юрий Долгорукий". Проект 955 "Борей".

Разработан в ЦКБ морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова, является головным в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения. Заложен в стапельном цехе N 55 Севмашпредприятия 2 ноября 1996 года и тогда же получил имя "Юрий Долгорукий". При полном водоизмещении 24 тысячи тонн должен принять на вооружение двенадцать твердотопливных ракет унифицированной системы "Булава-30", которую разрабатывает Московский институт теплотехники.