17.04.2007 03:00
    Поделиться

    Минрегион обвиняет минфин и минэкономразвития

    Минрегион упрекнул минфин и минэкономразвития в торможении реформы ЖКХ и программы доступного жилья

    Минрегион в прошлом году подготовил и согласовал с семнадцатью заинтересованными министерствами и ведомствами пять постановлений правительства, необходимых для реализации закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Выпущено пока только одно. Остальные, как и некоторые другие инициативы по реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", блокированы минэкономразвития и минфином.

    Об этом заявил на проведенной ТПП РФ конференции о модернизации коммунальной инфраструктуры как необходимом условии реализации национального проекта заместитель министра регионального развития Юрий Тыртышов.

    Суть разногласий в следующем. Финансово-экономический блок, ссылаясь на разграничение полномочий, полностью устраняет участие федерального бюджета в наиболее острых проблемах жилищно-коммунального хозяйства, перекладывая ответственность на органы местного самоуправления. В таком случае финансирование реформы ЖКХ, в которой главным образом заинтересовано государство, пойдет исключительно за счет населения, в массе своей не столь богатого, как представляется некоторым чиновникам.

    На конференции отмечалось, что дисциплина рядовых плательщиков за коммунальные услуги сейчас значительно улучшилась, как и собираемость средств от населения. Все это уже близко к заветным ста процентам. Но, оставшись один на один с достаточно крутым ростом тарифов, подавляющее число граждан России окажется неплатежеспособным. Ну и куда их всех выселять согласно действующему законодательству?

    Логика минрегиона и других семнадцати министерств и ведомств несколько иная. Государство хотя бы в течение пяти лет должно участвовать в софинансировании основных жилищно-коммунальных программ. Иначе - реформа размажется, ее результаты останутся за горизонтом.

    Органы местного самоуправления пока не обладают ни квалифицированными кадрами, ни богатой казной. Откуда их взять-то на ровном месте? Чтобы все это появилось, нужно время.

    Товарищества собственников жилья. На них делается основная ставка. А они топчутся, не хотят, да и не могут взять на себя всю полноту ответственности за старые дома, требующие капитального ремонта. Предлагается поддержать их на первых порах не только морально. Люди не виноваты, что в собственность им достались "недовложения" властей неважно какого уровня. По мнению Юрия Тыртышова, государство обязано всеми силами и средствами вернуть долги и только потом, приведя жилой фонд в нормальное состояние, требовать от собственников, чтобы они "на веки вечные" сами заботились о нем.

    В самом деле, когда начиналась приватизация жилья в начале девяностых, никто не предупреждал желающих стать собственниками, что им делают не подарок, а перекладывают на их кошелек чужие долги. Никто даже не заикнулся о подготовке к созданию ТСЖ.

    Вектор реформе ЖКХ задан правильный. Движение необратимо. Но чрезмерная скупость при наличии средств, самоустраненность способны если не полностью скомпрометировать благое дело, то замедлить весь процесс.

    На всю подпрограмму модернизации коммунальной инфраструктуры ФЦП "Жилище" выделен один (!) миллиард рублей. Да и то только под ветхое жилье. Цена же вопроса измеряется триллионами.

    Для справки. По данным комитета ТПП России по предпринимательству, в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства объем капитального ремонта жилых домов снизился по сравнению с 1990 годом с 29,1 миллиона квадратных метров до 5,6 миллиона в 2005 году. Из-за дефицита средств в бюджетах всех уровней на содержание и ремонт жилья из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилой фонд с износом более 70 процентов. В 1990 году он составлял 32 миллиона квадратных метров - 1,3 всего жилого фонда. В 2000 году - 65 миллионов квадратных метров, опасных для жизни и здоровья "населения". Это уже 2,4 процента всего российского жилья. К настоящему времени зашкалило за 3 процента - 90 миллионов квадратных метров. В этих фактически трущобах оказались пять миллионов человек - 3,4 процента всей нашей численности. Они существуют там, где жить нельзя.

    Почти каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.

    К этому следует добавить износ инженерного оборудования почти на три четверти и сетей - на две трети. Потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60 процентов при норме 16. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние десять лет в 5 раз. Половина аварий водопровода и канализации происходит из-за ветхости сетей.

    По данным статистики, утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения достигают в среднем по России 15 процентов, а в ряде городов - 30-50. По экспертным оценкам, ущерб от таких утечек в целом по стране оценивается в долларовом эквиваленте в 6,5 миллиарда.

    Резонный вопрос: кто расплачивается и платить будет за все это, мягко говоря, безобразие? Ответ очевиден: мы с вами - в рублях.

    Меры социальной защиты для малоимущих предусмотрены. И некоторые регионы уже перешли, например, к прямому субсидированию на лицевые счета отдельных людей. Но и бедным, и, скажем так, небедным непонятно почему они должны субсидировать утечки, усушки и утруски. Потому так медленно и неверно входят в обиход домовые, не говоря уж о квартирных, тепло- и водосчетчики. А какой же ты собственник, если своим рублем покрываешь многомиллиардные "дядины" потери?

    Тот редкий случай, когда позиции госчиновника и представителя законодательной власти сомкнулись.

    - В последние месяцы вопрос управления жилищным фондом приобрел особую остроту в связи с приближением срока, установленного законодательством по выбору способа управления многоквартирными домами, - сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Виктор Ельцов. - Эта норма Жилищного кодекса направлена на демонополизацию управления жильем, приход частных управляющих компаний. Однако на сегодняшний день, по разным оценкам, частных управляющих компаний не более 25 процентов, причем часть из них акционерные общества со 100-процентным муниципальным участием. В то же время частных подрядных организаций, оказывающих жилищные услуги, более половины. До настоящего времени управление рассматривается как одна из услуг наряду с содержанием и ремонтом многоквартирного дома. Даже плата за управление теперь включена в плату за содержание дома, что принципиально неверно.

    - Не следует рассматривать создание ТСЖ в качестве управляющих многоквартирными домами, именно управляющих, а не просто добровольных объединений собственников квартир, - убежден Виктор Ельцов. - По статистике, доля ТСЖ, ЖСК, ЖК в общем объеме жилищного фонда составляет лишь 5,9 процента и практически не растет. Самоуправление как концептуальное направление реформирования сферы жилищного хозяйства должно быть пересмотрено в пользу профессионалов. Современный многоквартирный дом - это сложный инженерно-технический комплекс. Не менее сложны и правоотношения собственника с окружающим миром.

    Что касается Закона "О финансовом оздоровлении организаций коммунального комплекса Российской Федерации", то Государственная Дума в течение ряда лет рекомендовала правительству внести проект. Только в конце прошедшего марта его получили. Но... он требует "глубокой доработки", поскольку в представленной редакции масштабного решения долговой проблемы организаций ЖКХ не предусматривает.

    Второй Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" принят два года назад, но не работает в связи с отсутствием нормативных правовых актов правительства. По-прежнему не вышли важнейшие постановления.

    Это привело к скачку тарифов в 2005 году и вынудило депутатов принять изменения к закону, ввести предельные индексы роста тарифов и платы населения за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Оказывается, в парламенте знают не только друг друга. Ельцов привел такие данные. Например, норматив потребления воды в среднем по стране составляет около 300 литров на человека в сутки. По индивидуальным приборам учета средний объем потребления не превышает 150 литров. Переплата в два раза.

    Потенциал этой составляющей регулирования огромен. Поэтому установка приборов учета, внедрение оплаты исходя из объемов потребления является приоритетной задачей.

    Интересными наблюдениями поделился депутат от "Единой России": "По нацпроекту доля семей, получающих субсидии, должна возрасти, а она понизилась. Сложившаяся отрицательная динамика связана, к сожалению, не с резким повышением уровня жизни, а с недостатками правил и процедур отнесения граждан к категории, имеющей право на получение субсидий. Государственная Дума неоднократно рекомендовала правительству пересмотреть стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в сторону снижения с 22 до 18 процентов, а в дальнейшем до 15, предусмотреть увеличение размера федерального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, для одиноко проживающих пенсионеров с 33 до 45 квадратных метров, для семьи, состоящей из двух пенсионеров, - с 42 до 60 квадратных метров".

    Вот так! Однако, несмотря на нежелание минэкономразвития и минфина обратить внимание на "мелочи" ЖКХ, именно в этот сектор начинают стремительно прибывать инвестиции, в том числе иностранные. Бизнес чует рынок. В России он огромен и безотказен.

    В частности, речь о концессионных соглашениях. Речь идет о понятных и прозрачных взаимоотношениях государства и бизнеса. Что касается закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, то предлагается следующее.

    Во-первых, установить гарантии концессионера (инвестора) по установлению тарифов с учетом инвестиционной составляющей. Во-вторых, определить порядок учета в тарифе на период окупаемости проекта экономического эффекта, достигнутого в результате применения инвестором энергосберегающих технологий и эффективных способов управления. В-третьих, предусмотреть органами регулирования по объектам электросетевого хозяйства только одной из плат: за подключение к электрическим сетям, по законодательству о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса или платы за технологическое присоединение, регулируемой законодательством об электроэнергетике (устранение противоречий данного закона законодательству об электроэнергетике). Наконец, переход к долгосрочным тарифным планам при регулировании тарифов организаций коммунального комплекса в случае заключения концессионных соглашений.

    Бизнес заявил о своем участии и готовности поддержать ЖКХ. Но в государственно-частном партнерстве есть две стороны. Как откликнется власть на добрую волю предпринимателей?

    Поделиться