Столь критикуемые ныне долевые схемы строительства не всегда были таковыми. В начале 90-х годов они стали палочкой- выручалочкой, едва ли не единственным способом улучшить жилищные условия, когда государство перестало финансировать возведение домов и отказалось раздавать квартиры бесплатно. Этим способом строилось и строится до сих пор 70-80 процентов жилья. Но главная опасность такого способа состояла в том, что, заключая договор о финансировании будущей квартиры, граждане становились не просто покупателями, а соинвесторами, то есть должны были, в случае чего, делить бремя ответственности вместе с бизнесом. Так и произошло в 2004 - 2005 годах, когда система дала сбой. Стройкомпании банкротились, а дольщики оставались и без жилья, и без денег. Таких по всей стране оказалось порядка 80 тысяч семей.
Защитить потенциальных новоселов, по идее, должен был вступивший в силу в 2005 году закон о долевом участии в строительстве. Но он не имеет никакого отношения к старым "замороженным" объектам, строительство которых началось до 1 апреля 2005 года. Лишь в немногих регионах властям удалась найти способ помочь заложникам жилищных "пирамид". В Нижнем Новгороде, например, местные власти обещают обеспечить квартирами всех 448 пострадавших нижегородцев уже в ближайшие год-два. Министр жилищной политики и жилищного фонда области Виталий Крючков поделился опытом, рассказав, что для решения проблемы понадобилось 1,2 млрд. рублей. В столичном регионе - свои подходы, здесь правительство Москвы и губернатор Подмосковья привлекли к достраиванию "замороженного" жилья наиболее крупные строительные компании. Ясно, что в этом случае квартиры дольщиков повторно оплачивают другие покупатели жилья - дополнительные расходы строители закладывают в продажную цену метра. В городах, где нет такого высокого спроса, как в Москве и Московской области, этот способ трудно осуществим.
В целом же по стране, по мнению экспертов, проблема обманутых дольщиков оценивается минимум в 19,5 миллиарда рублей.
Между тем президент Ассоциации строителей России Николай Кошман уверен, что государство не должно оплачивать все затраты обманутых соинвесторов. С другой стороны, не секрет, что проблема дольщиков давно из социальной переросла в политическую. Сергей Канаев, гендиректор одной из крупнейших компаний, которая наиболее успешно исправляет "ошибки" коллег в Подмосковье, утверждает: голодовка, проводимая дольщиками из Мытищ прошлой осенью, была пиар-кампанией некоего политического объединения. Канаев уверен, что дольщики не всегда до конца честны, обвиняя все и вся в своих бедах: "Когда вместе с предоставлением документов о вложенных средствах мы предложили соинвесторам подписаться под предупреждением об уголовной ответственности за предоставление неверной информации, каждый шестой развернулся и ушел". По словам предпринимателя, нынешняя ситуация с дольщиками не выгодна бизнес-сообществу, потому что она ведет к росту цен на жилье, потере покупательской способности и нестабильности рынка. Именно эти факторы, а не альтруизм, заставляют успешные компании брать на себя проблему "недостроев". На сегодняшний день из более чем трех тысяч семей, которые проходили по проектам компании, около трети уже получили жилье или готовятся к заселению. Остальные получат квартиры до 2008 года.
Тем временем в Госдуме готовятся поправки к многострадальному закону, в соответствии с которым строительная компания не может привлекать деньги граждан напрямую. Будущий владелец жилья должен положить их на банковский депозит, а уже банк выдаст деньги застройщику. Банк-кредитор при такой схеме заинтересован не меньше в успешном завершении строительства, чем покупатели квартир.
Справка "РГ"
Регионы-лидеры по числу обманутых дольщиков: Московская, Ростовская, Тульская, Самарская, Саратовская, Владимирская, Нижегородская, Ульяновская, Воронежская области.