Избирательная кампания во Франции проходит нормально, ничем особенно не удивляя рядовых граждан и аналитиков.
Кандидаты в президенты мечутся по стране. Газеты публикуют все более противоречивые и странные прогнозы, основанные на опросах явно не желающего говорить правду населения.
Ну а рядовые граждане, заполняющие по утрам офисы и цеха предприятий, магазины и кафе, с наслаждением готовятся преподнести очередные сюрпризы вконец изнервничавшимся политикам.
На этом фоне некоторое разнообразие в ход избирательной гонки внес знаменитый борец с глобализацией и генетически измененными продуктами Жозе Бове.
Бове, которому прогнозы прочат твердые два процента голосов в первом туре, прибыл в сельскохозяйственный департамент Ла-Манш. Здесь он сообщил о своем намерении атаковать металлические башни высоковольтной линии электропередачи, которую тянут к месту строительства грандиозного ускорителя нового поколения. Этот научный объект возводят на границе департаментов Ла-Манш и Иль и Виллен.
Бове уже печально прославился атаками на поля генетически измененных продуктов. Теперь он решил взяться за металлические башни, которые, по его мнению, разрушают экологию Франции. "Я уверен, что нас будут тысячи, тех, кто примет участие в этой акции гражданского неповиновения", - заявил Бове. "Я посмотрю, где они возьмут по две сотни полицейских для охраны каждой такой башни", - самодовольно добавил кандидат в президенты.
Между тем публика получила возможность ознакомиться со взглядами ключевых кандидатов в президенты по внешнеполитическим проблемам. Газета "Монд" попросила фаворитов избирательной гонки - представителя правых Николя Саркози, центриста Франсуа Байру и социалистку Сеголен Руаяль - ответить на ряд вопросов. Результаты этого опроса наверняка заинтересуют и российских аналитиков.
Итак, начнем с главного - российская проблематика. Как кандидаты относятся к идее строительства так называемого газопровода "Набукко" в обход России, чтобы избавить Европу от энергетической зависимости в отношении Москвы?
Все три претендента на высший государственный пост Франции единодушны: альтернативный газопровод - это важнейшая политическая задача. И необходимо сделать все, чтобы диверсифицировать источники снабжения Евросоюза энергией. Причем все трое подчеркнули, что речь не идет о выражениях недоверия и враждебности России. Просто надо обеспечить энергетическую безопасность Старого Света.
Далее еще более конкретный вопрос: как участники президентской гонки относятся к увеличению доли российского капитала - сейчас она составляет 5 процентов - в аэрокосмическом конгломерате EADS, который, среди прочей продукции, производит знаменитые "Аэробусы"?
Здесь ответы Саркози, Байру и Руаяль были еще более единодушны. И они наверняка разочаруют российских политиков и бизнесменов. Все трое заявили свое категорическое "нет" подобным планам. И объяснение дали полностью совпадающее: участие россиян в деятельности концерна, работающего на оборону, может поставить под угрозу безопасность стран - членов ЕС. И конкретно Франции.
Далее, Москву наверняка заинтересуют взгляды возможного будущего президента на американскую инициативу по размещению противоракетных радаров в Чехии и Польше. Так вот, центрист Франсуа Байру полностью оправдывает этот шаг Вашингтона. Социалистка Руаяль выражает осторожное одобрение. Хотя оба считают, что американцам надо обсудить свою инициативу с европейскими союзниками.
А вот правый кандидат Николя Саркози, не высказывая ни одобрения, ни протеста, назвал "настораживающим тот факт, что противоракетная система американцев начала размещаться до того, как эта идея была обсуждена со всеми европейскими партнерами".
Что ж, Саркози не случайно позиционирует себя как наследник политических идей голлизма. Осторожность в отношении внешнеполитических и военных решений Вашингтона, сохранение самостоятельности Франции в принятии внешнеполитических решений - основа голлистского курса.
Правда, пока предвыборные заявления кандидатов - слишком зыбкая почва для прогнозов будущих отношений между Москвой и Парижем. Время меняет не только отдельных людей, но и вектор политических течений. Сегодняшние голлисты - это не современники великого генерала. И только первые шаги нового хозяина Елисейского дворца покажут, насколько "удобным" для Москвы оказался новый французский президент.